Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Методика навчання майбутніх філологів системи перфекта латинської мови

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Сторчова, Тетяна Володимирівна
dc.date.accessioned 2021-12-15T08:14:32Z
dc.date.available 2021-12-15T08:14:32Z
dc.date.issued 2013
dc.identifier.citation Сторчова, Тетяна Володимирівна. Методика навчання майбутніх філологів системи перфекта латинської мови : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія та методика навчання (класичні мови) / Сторчова Тетяна Володимирівна ; [наук. керівник Шовковий В'ячеслав Миколайович] ; Міністерство освіти і науки України, Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2013. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/35928
dc.description.abstract Дисертація окреслює проблему формування рецептивних граматичних навичок етапів вичленовування, упізнавання та семантизації мовних явищ часів системи перфекта латинської мови, теоретичні педагогічні, психологічні та методичні передумови формування граматичної компетенції майбутніх філологів з латинської мови. На основі функціонально-структурного підходу дібраний граматичний матеріал системи перфекта латинської мови, розроблена методика формування рецептивних граматичних навичок за етапами ознайомлення (орієнтування), тренування (вичленовування, упізнавання, семантизація), вдосконалення (імітація, конструювання), проілюстрована комплексом вправ. Експериментальна робота підтвердила висунуту гіпотезу про те, що лінійно-концентричне навчання майбутніх філологів системи перфекта з поетапністю дій у формуванні рецептивних граматичних навичок сприятиме підвищенню рівня граматичної компетенції студентів, а також уможливила появу методичних рекомендацій. ua
dc.description.abstract В диссертации теоретически обоснована и практически разработана методика овладения системой перфекта латинского языка будущими филологами. В результате исследования состава грамматической компетенции по латинскому языку как части общей профессиональной компетентности будущих филологов сделан вывод о том, что формирование грамматической компетенции должно быть обусловлено реализацией теоретического, практического и компаративного компонентов содержания учебной дисциплины «Латинский язык». Грамматическая компетенция определяется грамматическими знаниями и рецептивными грамматическими навыками. На основе анализа и обобщения дидактических и методических принципов формирования грамматической компетенции был сделан вывод о том, что эффективному обучению грамматике латинского языка способствует реализация таких дидактических и методических принципов: принцип научности, сознания, преемственности, систематичности и последовательности, мотивационного обеспечения процесса обучения, а также принцип сопоставительного обучения грамматических явлений, принцип опоры на первый иностранный язык, принцип учета родного языка, линейно-концентрический принцип, принцип историзма, принцип доминирующей роли упражнений. В рамках исследования, исходя из функционально-структурного подхода, а также критериев грамматической репрезентативности, профессиональнопрактической ценности и необходимости, словообразовательной ценности, частотности, учета родного языка, опоры на иностранный язык, ментальной специфики произведен отбор грамматических явлений системы перфекта латинского языка, которые были структурированы в единицы обучения. Среди них: тип образования основы перфекта, финитная синтетическая глагольная форма, финитная аналитическая глагольная форма, грамматический омоним, инфинитная глагольная форма и синтаксическая конструкция, функционально-семантический знак, а также межъязыковой коррелят. Согласно этапам формирования грамматических навыков, этапам обучения пассивной грамматики, а также теории поэтапного формирования умственных действий было определено три этапа обучения системы перфекта: этап презентации, этап тренировки, этап усовершенствования с элементами репродукции. Эффективность презентации как этапа формирования знаний и первичных умений определяется условиями визуализации, краткости и доступности, интенсивности, временной концентрации. В качестве основных методических приемов были определены межъязыковые сопоставления, алгоритмизация, схематизация, трансформация, интеграция. Этап тренировки как этап направленный на формирование рецептивных грамматических навыков вычленения, опознавания и семантизации, включает два блока: изолирующий и аккумулирующий. Этап усовершенствования с элементами репродукции направлен на оперирование учебными единицами системы перфекта. Комплекс упражнений строится на адекватном взаимодействии рецептивных/репродуктивных, контекстных/неконтекстных, одно/двух/трехъязычных заданий с поэтапным вычленением категориальных формантов, их опознавания, семантизации на уровнях словарной формы, словоформы, предложения. Основным правилом отбора материала упражнений есть грамматическая, лексическая и культурологическая презентативность. Эффективность разработанного комплекса упражнений проверена и подтверждена в ходе экспериментального обучения. На основе теоретического исследования и проведения экспериментального обучения предложены методические рекомендации, которые нашли практическое применение в четырех высших учебных заведениях Украины. ua
dc.description.abstract The dissertation is devoted to the problem of developing receptive grammar skills (for tenses of the Latin perfective system). The present work identifies the theoretical pedagogical, psychological, and methodological prerequisites for the development of future philologists’ grammar competence. Using the functional-structural approach, a selection of grammar material dealing with the Latin perfective system was made; and a methodology for developing receptive grammar skills was developed based on the following sequence presentation (guidance), practice (noticing, recognition, form-meaning connections), production (modeling, wordbuilding), which are illustrated through a sequence of exercises. The findings of the present study support the proposed hypothesis that using the linear-concentric principle of learning the Latin perfective system that follows the abovementioned sequence in developing grammar skills results in a higher level of grammar competence in Philology majors. The study additionally made possible a formulation of methodological recommendations for the implementation of the proposed methodology. ua
dc.language.iso uk_UA ua
dc.publisher Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject навчальні одиниці системи перфекта ua
dc.subject граматичні знання ua
dc.subject рецептивні граматичні навички ua
dc.subject граматична компетенція ua
dc.subject комплекс вправ ua
dc.subject аналітичне та синтетичне читання латиномовного тексту ua
dc.subject латинсько-англійські міжмовні зіставлення ua
dc.subject учебные единицы системы перфекта ua
dc.subject грамматические знания ua
dc.subject рецептивные грамматические навыки ua
dc.subject грамматическая компетенция ua
dc.subject комплекс упражнений ua
dc.subject аналитическое и синтетическое чтение латинского текста ua
dc.subject латинско-английские межъязыковые сопоставления ua
dc.subject instructional units of the Latin perfective system ua
dc.subject grammatical knowledge ua
dc.subject receptive grammar skills ua
dc.subject grammatical competence ua
dc.subject exercise sequence ua
dc.subject processes of analysis and synthesis in reading Latin text ua
dc.subject Latin-English comparison ua
dc.title Методика навчання майбутніх філологів системи перфекта латинської мови ua
dc.title.alternative Методика обучения будущих филологов системы перфекта латинского языка ua
dc.title.alternative Methods of teaching the Latin perfective system to Philology majors ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу