Дисертація окреслює проблему формування рецептивних граматичних навичок етапів вичленовування, упізнавання та семантизації мовних явищ часів системи перфекта латинської мови, теоретичні педагогічні, психологічні та методичні передумови формування граматичної компетенції майбутніх філологів з латинської мови. На основі функціонально-структурного підходу дібраний граматичний матеріал системи перфекта латинської мови, розроблена методика формування рецептивних граматичних навичок за етапами ознайомлення (орієнтування), тренування (вичленовування, упізнавання, семантизація), вдосконалення (імітація, конструювання), проілюстрована комплексом вправ. Експериментальна робота підтвердила висунуту гіпотезу про те, що лінійно-концентричне навчання майбутніх філологів системи перфекта з поетапністю дій у формуванні рецептивних граматичних навичок сприятиме підвищенню рівня граматичної компетенції студентів, а також уможливила появу методичних рекомендацій.
В диссертации теоретически обоснована и практически разработана методика овладения системой перфекта латинского языка будущими филологами. В результате исследования состава грамматической компетенции по латинскому языку как части общей профессиональной компетентности будущих филологов сделан вывод о том, что формирование грамматической компетенции должно быть обусловлено реализацией теоретического, практического и компаративного компонентов содержания учебной дисциплины «Латинский язык». Грамматическая компетенция определяется грамматическими знаниями и рецептивными грамматическими навыками. На основе анализа и обобщения дидактических и методических принципов формирования грамматической компетенции был сделан вывод о том, что эффективному обучению грамматике латинского языка способствует реализация таких дидактических и методических принципов: принцип научности, сознания, преемственности, систематичности и последовательности, мотивационного обеспечения процесса обучения, а также принцип сопоставительного обучения грамматических явлений, принцип опоры на первый иностранный язык, принцип учета родного языка, линейно-концентрический принцип, принцип историзма, принцип доминирующей роли упражнений. В рамках исследования, исходя из функционально-структурного подхода, а также критериев грамматической репрезентативности, профессиональнопрактической ценности и необходимости, словообразовательной ценности, частотности, учета родного языка, опоры на иностранный язык, ментальной специфики произведен отбор грамматических явлений системы перфекта латинского языка, которые были структурированы в единицы обучения. Среди них: тип образования основы перфекта, финитная синтетическая глагольная форма, финитная аналитическая глагольная форма, грамматический омоним, инфинитная глагольная форма и синтаксическая конструкция, функционально-семантический знак, а также межъязыковой коррелят. Согласно этапам формирования грамматических навыков, этапам обучения пассивной грамматики, а также теории поэтапного формирования умственных действий было определено три этапа обучения системы перфекта: этап презентации, этап тренировки, этап усовершенствования с элементами репродукции. Эффективность презентации как этапа формирования знаний и первичных умений определяется условиями визуализации, краткости и доступности, интенсивности, временной концентрации. В качестве основных методических приемов были определены межъязыковые сопоставления, алгоритмизация, схематизация, трансформация, интеграция. Этап тренировки как этап направленный на формирование рецептивных грамматических навыков вычленения, опознавания и семантизации, включает два блока: изолирующий и аккумулирующий. Этап усовершенствования с элементами репродукции направлен на оперирование учебными единицами системы перфекта. Комплекс упражнений строится на адекватном взаимодействии рецептивных/репродуктивных, контекстных/неконтекстных, одно/двух/трехъязычных заданий с поэтапным вычленением категориальных формантов, их опознавания, семантизации на уровнях словарной формы, словоформы, предложения. Основным правилом отбора материала упражнений есть грамматическая, лексическая и культурологическая презентативность. Эффективность разработанного комплекса упражнений проверена и подтверждена в ходе экспериментального обучения. На основе теоретического исследования и проведения экспериментального обучения предложены методические рекомендации, которые нашли практическое применение в четырех высших учебных заведениях Украины.
The dissertation is devoted to the problem of developing receptive grammar skills (for tenses of the Latin perfective system). The present work identifies the theoretical pedagogical, psychological, and methodological prerequisites for the development of future philologists’ grammar competence. Using the functional-structural approach, a selection of grammar material dealing with the Latin perfective system was made; and a methodology for developing receptive grammar skills was developed based on the following sequence presentation (guidance), practice (noticing, recognition, form-meaning connections), production (modeling, wordbuilding), which are illustrated through a sequence of exercises. The findings of the present study support the proposed hypothesis that using the linear-concentric principle of learning the Latin perfective system that follows the abovementioned sequence in developing grammar skills results in a higher level of grammar competence in Philology majors. The study additionally made possible a formulation of methodological recommendations for the implementation of the proposed methodology.