Дисертація присвячена дослідженню сутності феномену, психологічних особливостей та чинників виникнення комп’ютерної залежності у студентів. У роботі представлений аналіз науково-теоретичних концепцій з проблеми комп’ютерної залежності у зарубіжній та вітчизняній психології, розкриті особливості її прояву та чинники виникнення у студентської молоді. Відповідно визначеним рівням (високому, середньому, низькому) комп’ютерної залежності виділені категорії студентів з адиктивною поведінкою (незалежні студенти, потенційні адикти, дійсні адикти). Встановлено взаємозв’язки між комп’ютерною залежністю і почуттям тривожності, самотності, фрустрації, ригідності, агресивності; відсутністю цілей, невпевненістю у досягненні результатів в житті; незадоволеністю соціальних потреб та потреб у визнанні і в самовираженні. Обгрунтовано, розроблено та апробовано психокорекційно-тренінгову програму, спрямовану на розвиток смисложиттєвих орієнтацій та зниження рівня негативних емоційних проявів у студентської молоді. Доведено ефективність цієї програми щодо зниження комп’ютерної залежності у студентської молоді, що робить можливим її впровадження у навчально-виховний процес.
Диссертация посвящена исследованию сути феномена и причин возникновения компьютерной зависимости у студенческой молодежи. В работе проанализированы научно-теоретические концепции возникновения компьютерной зависимости в зарубежной, советской и отечественной психологии -концептуальные идеи сути феномена зависимости от Интернет, психологические особенности деятельности и коммуникации в виртуальной среде сети Интернет. Обоснована сущность компьютерной зависимости, которая определяется как навязчивая потребность включить компьютер и неспособность его выключить. Определены показатели уровней зависимости по критериям (временной, эмоционально-мотивационный, коммуникативно-действенный, оценочный параметры). В связи с уровнями компьютерной зависимости (высокий, средний, низкий) выделены категории студентов с аддиктивным поведением (независимые студенты, потенциальные аддикты, действительные аддикты). Исследованы психологические факторы возникновения компьютерной зависимости у студентов, на основе которых были определены эмпирические корреляты аддикции: тревожность, одиночество, фрустрация, ригидность, агрессивность, потребность в признании; отсутствие целей, осмысленного процесса жизни, неуверенность в достижении результатов в жизни; неудовлетворенность потребностей в безопасности, в самовыражении, общении. Результаты корреляционного и факторного анализа показателей компьютерной зависимости эмоциональной и мотивационной сфер студентов констатируют позитивную связь между аддикцией и фрустрацией, тревожностью, ригидностью, одиночеством, потребностью личного признания у действительных и потенциальных аддиктов. Экспериментально потверждено, что коррекция компьютерной зависимости возможна через снижение негативных эмоциональных проявлений, формирование жизненных целей, повышение социальной компетентности у студентов в условиях специально организованной деятельности, что представляет базу коррекционной программы, общие концепции которой построено в соответствии основ проектировочно-технологической парадигмы. Результаты контрольного эксперимента у исследованных свидетельствуют о статистически значимых позитивных изменениях в уровнях аддикции, а также увеличении количества студентов, способных к конструктивному социальному взаимодействию, к эффективному планированию жизненных целей и собственной деятельности.
The dissertation reveals the study of the phenomenon, psychological features and factors of origin of the computer addiction in students of late youth age. The analysis of theoretical conceptions of computer addiction in foreign and home psychology is presented, features of her manifestation and factors of origin in young people are exposed. The levels (high, middle, subzero) of computer addiction and types of addicts (independents, potential addicts, actual addicts) are defined. Intercommunications between computer addiction and feeling of anxiety, loneliness, frustration, requirements in confession; absence of aims, of considing process of life, uncertainty in the achievement of results in life; dissatisfaction of requirements in safety, in a self-expression, social necessities are ascertained. The psychocorrection-training program sent to the development of life sense orientations and declining level of negative emotional manifestations in young people is worked out and approved as effective in declining of the computer addiction level.