The paper first theoretically founded, developed and experimentally verified model
of organizing extracurricular educational environment according to its structural
components and functional components and methods of process development of students' research skills in a learning environment «Open science demonstration», defined in extracurricular educational environment structural components (space and material, social and personal information-technology), functional components (learning environment, learning environment) and zasobove security (physical, procedural and internal tools). Systematized means in accordance with the structural components and functional components of extracurricular educational environment by a hierarchical arrangement of functional components of extracurricular educational environment; defined research skills as an integrated set of intellectual, creative, informational and organizational skills, the criteria and indicators determine the effectiveness of the implementation methodology development of students' research skills in the learning environment of «Open science demonstration». The technique of the formation of students' research skills in a learning environment «open natural demonstration» has successfully tested its effectiveness is confirmed experimentally.
Диссертационное исследование осуществлено на основе глубокого анализа философской, психологической и педагогической литературы по проблеме
формирования исследовательских умений учащихся основной и старшей школы
средствами внеклассной образовательной среды. С этой целью раскрыто суть
понятий «среда», «внеклассная», «средства»; установлены различия между
понятиями «образовательная среда» и «образовательное пространство»;
«внеурочная деятельность» и «внеклассная деятельность»; определено
содержательный контент понятий «внеклассная образовательная среда», «умения», «исследовательские умения», определено структуру последних, охарактеризовано процесс формирования исследовательских умений как интегрированной общности интеллектуально-творческих, информационных и организационных умений. Во внеклассной образовательной среде выделено простанственноматериальную, социально-личностную и информационно технологическую структурные составляющие. Обучающую среду и среду обучения определено как функциональные компоненты внеклассной образовательной среды. Материальные, процессуальные и внутренние средства определено средствами внеклассной образовательной среды. Средства внеклассной образовательной среды систематизировано с учетом выделенных структурных составляющих и функциональных компонентов среды. Произведено иерархическое упорядочение функциональных компонентов внеклассной образовательной среды.
В работе впервые теоретически обоснована, а также разработана модель упорядочения средств внеклассной образовательной среды в соответствии со структурными составляющими, функциональными компонентами и частичным
самоподобием обеспечения внеклассной образовательной среды средствами;
определено в ее составе методику организации процесса формирования у учащихся исследовательских умений в обучающей среде «Открытая естественнонаучная демонстрация». Суть авторской модели заключается в том, что средства процесса формирования исследовательских умений представленные материальными, процессуальными и внутренними средствами, соотнесены с простанственноматериальной, социально-личностной и информационно -технологической структурными составляющими, которые с учетом частичного самоподобия раскрыты в функциональных компонентах внеклассной образовательной среды, таких как обучающая среда и среда обучения. Практическую реализованость модели обеспечено путем внедрения методики
организации процесса формирования у учащихся исследовательских умений в обучающей среде «Открытая естественнонаучная демонстрация». Материальные
средства представлены видеозаписями, каждая из которых содержит визуальную
информацию об объекте (явлении, процессе) исследовательской деятельности,
содержании обучающе-исследовательского задания и средств деятельности, которые используются учащимися для решения поставленного задания. Внутренние средства представлены опорными знаниями и умениями учащихся, которые актуализировались и использовались с целью самоуправления и саморегуляции деятельности во время решения обучающе-исследовательских заданий. К процессуальным средствам отнесены средства организации деятельности учащихся, средства мотивации к выполнению обучающе-исследовательской деятельности, средства управления деятельностью, средства контроля и самоконтроля. Исследование эффективности внедрения авторской методики осуществлялось с помощью обоснованных критериев и показателей. Критериями было определено «присутствие вида познавательной активности (внимание обращалось на такие виды познавательной активности как: потенциальная, поисково-исполнительная, творческая) и «уровень сформированости исследовательских умений» (выделено четыре уровня сформированости исследовательских умений). На основе бесед с учителями, проведенных наблюдений за процессом обучения, обобщения содержания анкет, заполненных учителями и учащимися, результатов сравнения данных, полученных в начале и в конце экспериментальной работы в экспериментальных и контрольных группах учащихся делается вывод об эффективности внедрения методики организации процесса формирования у учащихся исследовательских умений в обучающей среде «Открытая естественнонаучная демонстрация».
У роботі вперше теоретично обґрунтовано, розроблено й експериментально перевірено модель упорядкування засобів позакласного освітнього середовища
відповідно до його структурних складових і функціональних компонентів та
методику організації процесу формування в учнів дослідницьких умінь у навчальному середовищі «Відкрита природнича демонстрація»; визначено в
позакласному освітньому середовищі структурні складові (просторово-матеріальна,
соціально-особистісна й інформаційно-технологічна), функціональні компоненти
(навчальне середовище, середовище навчання) та засобове забезпечення
(матеріальні, процесуальні та внутрішні засоби). Систематизовано засоби у
відповідності до структурних складових і функціональних компонентів
позакласного освітнього середовища; здійснено ієрархічне впорядкування
функціональних компонентів позакласного освітнього середовища; визначено
дослідницькі уміння як інтегровану сукупність інтелектуально-творчих, інформаційних та організаційних умінь; обґрунтовано критерії й показники
визначення ефективності впровадження методики формування в учнів
дослідницьких умінь у навчальному середовищі «Відкрита природнича
демонстрація». Розроблена методика організації процесу формування в учнів дослідницьких умінь у навчальному середовищі «Відкрита природнича демонстрація» успішно апробована, її ефективність експериментально підтверджена.