У дисертації вперше здійснено комплексне філософсько-релігієзнавче дослідження соціального ідеалу у сучасній християнській думці. Доведено, що у системі факторів формування духовної сфери сучасні філософські і богословські роботи спрямовані на поглиблення концептуального обґрунтування соціального ідеалу. Вони мають не тільки теоретичне, а й соціально-практичне значення з огляду на можливий їх вплив на формування загальних духовно-моральних цінностей і норм. Соціальний ідеал є не лише ідеологічною абстрактною побудовою, але й критерієм подальших перспектив позитивного розвитку суспільства і людини.
Обґрунтовано, що епіцентром конфесійної аксіології соціального ідеалу в діапазоні загальних богословських та філософських антропологічних поглядів та підходів є людина. Принциповим у формуванні соціального ідеалу людини у сучасному християнському інтелектуальному дискурсі є переосмислення християнського вчення і культової практики, що пов’язані з образом жінки та невичерпністю її соціальних ролей та можливості реалізації її духовного досвіду у Церкві. Окремим сформованим соціальним ідеалом, первинним і основним соціальним інститутом сучасне християнство вважає сім’ю, нормальне функціонування якої створює ціннісно-позитивні суспільні результати.
Встановлено, що у сучасному християнстві посилюються позиції щодо діалогічності формату соціальної взаємодії. Різновекторність спілкування (комунікації) у сучасній християнській соціальній концепції розглядається як онтологічна основа самого буття Церкви і як праксеологіна умова досягнення соціального ідеалу. Важливу роль у забезпеченні й створенні духовних основ діалогічних суспільних форм взаємовідносин для розвитку суспільства та становлення особистості відіграє просвітницько-виховна місія Церкви.
Доведено, що християнський етос праці має конфесійні особливості й, генеруючи моральні та ціннісно-нормативні виміри діяльності людини, збалансовує матеріальне та духовне виробництво і споживання. Важливим сучасним досягненням християнської філософії та богословʼя є критичне осмислення сучасного стану та тенденцій розвитку суспільства в економічній і політичній площинах. Сучасний християнський соціально-економічний ідеал побудований на антропологічних основах і розглядається як цілепокладаюча діяльність людини, що спрямована на задоволення матеріальних та духовних інтересів і потреб. Важливе місце у сучасному християнському соціальному вченні та діяльності Церкви займає політичний дискурс. Нинішній рівень соціальної політики Церкви супроводжується небезконфліктними процесами і трансформаціями у християнстві, що спричинені суспільно-політичними суперечностями.
В диссертации впервые проведено целостное комплексное философско-религиоведческое исследование социального идеала в современной христианской мысли. Социальный идеал формируется на основе представления о социальной и личной эсхатологической действительности Царства Божия. Доказано, что современные подходы христианских мыслителей православной, католической и протестантской конфессиональных традиций направлены на углубление концептуального, предметного, методологического и ценностного обоснования социального идеала. Он формирует приоритеты личного и общественного целеполагания, определяющего качество и содержание жизни человека и общества.
Определено, что в условиях современных социальных трансформаций переосмысления христианскими мыслителями неисчерпаемых универсальных аксиологических потенциалов социального идеала занимает принципиально важное место в структуре духовности. Он имеют не только теоретическое, но и важное социально-практическое значение, учитывая возможное его влияние на формирование общезначимых духовно-нравственных норм и ценностей. Основой теории христианского социального идеала в системе факторов формирования духовной сферы является традиционная консервативность и историческая динамичность конфессиональной аксиологии.
Обосновано, что постоянный процесс творческого развития человека и общества указывает на то, что эпицентром социального идеала в диапазоне общих богословских и философских антропологических взглядов и подходов является человек. Принципиальным в формировании социального идеала человека в современном христианском интеллектуальном дискурсе является переосмысление христианского учения и культовой практики, связанные с образом женщины и неисчерпаемостью ее социальных ролей и возможности реализации ее духовного опыта в Церкви. Отдельным сформированным социальным идеалом, первичным и основным социальным институтом современное христианство считает семью, нормальное функционирование которой имеет ценностно-положительные общественные результаты.
Определено, что в современном христианстве усиливаются позиции диалогичности социального взаимодействия. Общение (коммуникация) в современной христианской социальной концепции рассматривается как онтологическая основа бытия Церкви и как праксиология достижения социального идеала. Конструктивная коммуникация в условиях мировоззренческого плюрализма и конвергентных процессов отдельных сегментов христианства создает предпосылки для позитивного социального развития и становлении личности. Особым вектором развития христианства считается экуменизм, что ведет к взаимопониманию в плоскости мировоззренческих и общественных противоречий и коммуникации между последователями различных конфессий и вероисповеданий. Важную роль в обеспечении и создании духовных основ диалогических общественных форм взаимоотношений играет просветительско-воспитательная миссия Церкви. Она с помощью религиозного (богословского) образования получает положительные учебно-воспитательные результаты в формировании духовно-нравственной системы и интеллектуального потенциала общества.
Доказано, что фундаментальной основой жизнедеятельности человека и общества является труд. Христианский этос труда имеет конфессиональные особенности и, генерируя моральные и ценностно-нормативные измерения деятельности человека, уравновешивает материальное и духовное производство и потребление. Важным современным достижениям христианской философии и богословия является критическое осмысление современного состояния и тенденций развития общества в экономической и политической плоскостях. Современный христианский социально-экономический идеал построен на антропологических основаниях и рассматривается как целеполагающая деятельность человека или организации, направленная на удовлетворение материальных и духовных интересов и потребностей. Важное место в современном христианском социальном учении и деятельности Церкви занимает политический дискурс. Современные формы взаимодействия политики и христианства являются важным фактором ретрансляции различных аспектов социального идеала. Нынешний уровень многовекторности социальной политики Церкви сопровождается небесконфликтными процессами и трансформациями в христианстве, вызванные общественно-политическими противоречиями. Социальный идеал в христианской мысли является не только идеологической абстрактной конструкцией, но и показателем и критерием дальнейших перспектив позитивного развития общества и человека.
In the dissertation it is carried out for the first time a complex philosophical and religious study of the social ideal in modern Christian thought. It is proved that in the system of factors that form the spiritual sphere modern philosophical and theological works are aimed at deepening the conceptual substantiation of the social ideal. They have not only theoretical but also socio-practical significance given their possible impact on the formation of common spiritual and moral values and norms. The social ideal is not only an ideological abstract construction, but also a criterion for further prospects for the positive development of society and individual.
It is determined that the epicenter of the confessional axiology of the social ideal in the range of general theological and philosophical anthropological views and approaches is individual. Fundamental in the formation of the social ideal of individual in modern Christian intellectual discourse is the rethinking of Christian teaching and worship practices related to the image of woman and the inexhaustibility of her social roles and the possibility of realizing her spiritual experience in the Church. Modern Christianity considers the family, the normal functioning of which creates value-positive social results, to be a separate formed social ideal, the primary and basic social institution.
It is established that in modern Christianity the positions on the dialogic format of social interaction are growing. The multi-vector nature of communication in the modern Christian social concept is considered as the ontological basis of the very existence of the Church and as a praxeological condition for achieving the social ideal. The educational mission of the Church plays an important role in providing and creating the spiritual foundations of dialogical social forms of relations for the development of society and the formation of the individual.
It is proved that the Christian ethos of labor has confessional features and, generating moral and value-normative dimensions of human activity, balances material and spiritual production and consumption. An important modern achievement of Christian philosophy and theology is a critical understanding of the current state and trends in society in economic and political terms. The modern Christian socio-economic ideal is built on anthropological foundations and is seen as a purposeful human activity aimed at meeting material and spiritual interests and needs. Political discourse occupies an important place in modern Christian social teaching and the activity of the Church. The current level of the Church's social policy is accompanied by conflict-free processes and transformations in Christianity caused by socio-political contradictions.