Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Психологічна корекція комунікативної діяльності старших дошкільників з ЗПР

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Семенцова, Оксана Миколаївна
dc.date.accessioned 2021-11-10T07:52:41Z
dc.date.available 2021-11-10T07:52:41Z
dc.date.issued 2021
dc.identifier.citation Семенцова, Оксана Миколаївна. Психологічна корекція комунікативної діяльності старших дошкільників з ЗПР : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.08 – спеціальна психологія / Семенцова Оксана Миколаївна ; [наук. керівник Синьов Віктор Миколайович] ; Міністерство освіти і науки України, Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – Київ, 2021. – 19 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/35435
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячено проблемі психологічної корекції комунікативної діяльності дітей старшого дошкільного віку із ЗПР у закладах дошкільної освіти. Розроблено функціональну модель процесу спілкування, що надає можливість визначити внутрішні взаємозв’язки між операціями і діями в окремих комунікативних актах. Обґрунтовано програму експериментального дослідження комунікативного розвитку старших дошкільників із ЗПР з однолітками. Встановлено, що коригувальну допомогу дітям із ЗПР слід здійснювати у наступних напрямах: поширення репертуару засобів спілкування та розвиток комунікативних навичок; розвиток здатності усвідомлювати себе та сприймати однолітків як суб’єктів спілкування; формування емоційно-позитивного сприйняття однолітків; формування потреби у спілкуванні; формування у дітей соціальних уявлень, усвідомлення та відтворення в ігровій формі соціальних стосунків, вдосконалення навичок культури спілкування дітей. Доведено ефективність впровадження системи роботи з організації психологічної корекції спілкування дітей із ЗПР з однолітками у закладі дошкільної освіти. ua
dc.description.abstract Диссертационное исследование посвящено проблеме психологической коррекции коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в учреждениях дошкольного образования. На основе анализа изучения проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях охарактеризованы подходы к определению феномена «коммуникативная деятельность». Теоретический анализ показал синонимичность дефиниций «коммуникативная деятельность» и «общение», что подтверждается исследованиями ученых, которые рассматривали общение с позиций деятельностного подхода. Рассмотрены структурные компоненты коммуникативной деятельности и формы общения, свойственные детям с нормотипичным развитием. Доказана значимость психологической коррекции коммуникативной деятельности для развития детей старшого дошкольного возраста с ЗПР и их социализации. В работе представлена функциональная модель общения, в которой учитываются внутренние взаимосвязи между операциями и действиями в отдельных коммуникативных актах. Данная модель позволяет наглядно представить особенности коммуникативного акта как единицы коммуникативной деятельности. Определение ведущей формы общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками проведено с помощью диагностической методики Е. Смирновой, Г. Капчели (модификация О. Семенцовой). В результате эмпирического исследования подтверждено, что дети с ЗПР отстают от своих нормотипичных сверстников в развитии коммуникативной деятельности. Установлено, что в общении детей с ЗПР со сверстниками наблюдается нарушение отдельных операций коммуникативного акта, которые связаны с недостаточным практическим опытом и уровнем владения средствами общения, недоразвитием эмоциональной сферы. Установлено, что коррекционную помощь детям с ЗПР следует проводить в направлении расширения средств общения и развития коммуникативных навыков; развития способности осознавать себя и воспринимать своих сверстников как субъектов общения; формирования эмоционально-позитивного восприятия сверстников; формирования потребности в общении; формирования представлений о социальных отношениях и опыта взаимодействия детей с ЗПР со сверстниками в игровой форме; совершенствования навыков культуры общения детей. Предложена модель и система работы практического психолога для коррекции коммуникативной деятельности детей старшого дошкольного возраста с ЗПР в условиях учреждений дошкольного образования. Работа включает обоснование и результаты экспериментальной проверки программы психологической коррекции коммуникативной деятельности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. По результатам внедрения программы психологической коррекции в практику работы дошкольных образовательных учреждений зафиксирована положительная динамика в развитии коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и доказана эффективность ее применения. ua
dc.description.abstract The dissertation research is devoted to the problem of psychological correction of communicative activity of senior preschoolers with disorders of mental development in preschool institutions. A functional model of the communicative activity process has been developed, which takes into account the dynamics of the communication process and the internal relationships between the behaviors and actions of children in individual communicative acts. The program of experimental research of communicative development of senior preschoolers who have disorders of mental development with same age peers is substantiated. It is established that corrective assistance to children with disorders of mental development should be directed in the following areas: diversification of the repertoire of communication methods and development of communication skills; development of the ability to be self-aware and to perceive peers as subjects of communication; formation of emotionally positive perception of peers; formation of the communication need; formation of children's social representations, awareness and reproduction of social relations while playing, improvement of children's communication skills; fostering respect for peers and adults. The effectiveness of the implementation of the process of psychological correction of communication of children with disorders of mental development with peers in preschool education is proved. ua
dc.language.iso uk_UA ua
dc.publisher Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject комунікативна діяльність ua
dc.subject комунікативний акт ua
dc.subject форми спілкування ua
dc.subject затримка психічного розвитку ua
dc.subject діти старшого дошкільного віку ua
dc.subject психологічна корекція ua
dc.subject коммуникативная деятельность ua
dc.subject коммуникативный акт ua
dc.subject формы общения ua
dc.subject задержка психического развития ua
dc.subject дети старшего дошкольного возраста ua
dc.subject психологическая коррекция ua
dc.subject communicative activity ua
dc.subject communicative act ua
dc.subject forms of communication ua
dc.subject disorders of mental development ua
dc.subject children of senior preschool age ua
dc.subject psychological correction ua
dc.title Психологічна корекція комунікативної діяльності старших дошкільників з ЗПР ua
dc.title.alternative Психологическая коррекция коммуникативной деятельности старших дошкольников с ЗПР ua
dc.title.alternative Psychological correction of communicative activity of senior preschoolers with disorders of mental development ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу