Дисертаційне дослідження присвячено проблемі психологічної корекції
комунікативної діяльності дітей старшого дошкільного віку із ЗПР у закладах
дошкільної освіти. Розроблено функціональну модель процесу спілкування, що
надає можливість визначити внутрішні взаємозв’язки між операціями і діями в
окремих комунікативних актах.
Обґрунтовано програму експериментального дослідження комунікативного
розвитку старших дошкільників із ЗПР з однолітками. Встановлено, що
коригувальну допомогу дітям із ЗПР слід здійснювати у наступних напрямах:
поширення репертуару засобів спілкування та розвиток комунікативних навичок;
розвиток здатності усвідомлювати себе та сприймати однолітків як суб’єктів
спілкування; формування емоційно-позитивного сприйняття однолітків;
формування потреби у спілкуванні; формування у дітей соціальних уявлень,
усвідомлення та відтворення в ігровій формі соціальних стосунків, вдосконалення
навичок культури спілкування дітей. Доведено ефективність впровадження
системи роботи з організації психологічної корекції спілкування дітей із ЗПР з
однолітками у закладі дошкільної освіти.
Диссертационное исследование посвящено проблеме психологической
коррекции коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста
с ЗПР в учреждениях дошкольного образования.
На основе анализа изучения проблемы в отечественных и зарубежных
исследованиях охарактеризованы подходы к определению феномена
«коммуникативная деятельность». Теоретический анализ показал синонимичность дефиниций «коммуникативная деятельность» и «общение», что
подтверждается исследованиями ученых, которые рассматривали общение с
позиций деятельностного подхода. Рассмотрены структурные компоненты
коммуникативной деятельности и формы общения, свойственные детям с
нормотипичным развитием. Доказана значимость психологической коррекции
коммуникативной деятельности для развития детей старшого дошкольного
возраста с ЗПР и их социализации.
В работе представлена функциональная модель общения, в которой
учитываются внутренние взаимосвязи между операциями и действиями в
отдельных коммуникативных актах. Данная модель позволяет наглядно
представить особенности коммуникативного акта как единицы коммуникативной
деятельности.
Определение ведущей формы общения детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР со сверстниками проведено с помощью диагностической методики
Е. Смирновой, Г. Капчели (модификация О. Семенцовой). В результате
эмпирического исследования подтверждено, что дети с ЗПР отстают от своих
нормотипичных сверстников в развитии коммуникативной деятельности.
Установлено, что в общении детей с ЗПР со сверстниками наблюдается
нарушение отдельных операций коммуникативного акта, которые связаны с
недостаточным практическим опытом и уровнем владения средствами общения,
недоразвитием эмоциональной сферы. Установлено, что коррекционную помощь
детям с ЗПР следует проводить в направлении расширения средств общения и
развития коммуникативных навыков; развития способности осознавать себя и
воспринимать своих сверстников как субъектов общения; формирования
эмоционально-позитивного восприятия сверстников; формирования потребности
в общении; формирования представлений о социальных отношениях и опыта
взаимодействия детей с ЗПР со сверстниками в игровой форме;
совершенствования навыков культуры общения детей.
Предложена модель и система работы практического психолога для
коррекции коммуникативной деятельности детей старшого дошкольного возраста
с ЗПР в условиях учреждений дошкольного образования. Работа включает
обоснование и результаты экспериментальной проверки программы
психологической коррекции коммуникативной деятельности детей с ЗПР
старшего дошкольного возраста. По результатам внедрения программы
психологической коррекции в практику работы дошкольных образовательных
учреждений зафиксирована положительная динамика в развитии
коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и
доказана эффективность ее применения.
The dissertation research is devoted to the problem of psychological correction of
communicative activity of senior preschoolers with disorders of mental development in
preschool institutions. A functional model of the communicative activity process has
been developed, which takes into account the dynamics of the communication process
and the internal relationships between the behaviors and actions of children in
individual communicative acts. The program of experimental research of
communicative development of senior preschoolers who have disorders of mental
development with same age peers is substantiated. It is established that corrective
assistance to children with disorders of mental development should be directed in the
following areas: diversification of the repertoire of communication methods and
development of communication skills; development of the ability to be self-aware and
to perceive peers as subjects of communication; formation of emotionally positive
perception of peers; formation of the communication need; formation of children's
social representations, awareness and reproduction of social relations while playing,
improvement of children's communication skills; fostering respect for peers and adults.
The effectiveness of the implementation of the process of psychological correction of
communication of children with disorders of mental development with peers in
preschool education is proved.