У дисертації досліджується особистісна свобода дорослої людини. Розглянуто філософські, загальнотеоретичні та конкретно-психологічні підходи до визначення свободи. Репрезентовано запропонований автором феноменологічний підхід до розуміння особистісної свободи, в контексті якого вона розкривається як смислове переживання особистістю своїх відношень зі світом, що акумулює в собі досвід їх проживання впродовж життя. Обґрунтовано виділення у смисловій структурі особистісної свободи чотирьох складників, що входять в цілісну ментальну модель, яка репрезентує зміст цього феномена: позитивної життєвої позиції особистості; стійкої і диференційованої психологічної межі Я; самодетермінації і життєвої стійкості; екзистенціальної системи поглядів. На основі проведення дослідження за допомогою опитувальника „Я і Світ” встановлено вікові й тендерні особливості смислової будови особистісної свободи у дорослих. Емпірично доведено, що особистісна свобода взаємозв’язана з низкою особистісних властивостей — самосвідомістю, системою его-захиcту, автономією, суверенністю і життєстійкістю особистості, когнітив-но-смисловими особливостями ставлення особистості до власного життя. Показано, що можлива актуалізація особистісної свободи в дорослих досліджуваних в умовах психотерапії та психологічного консультування. Розкрито інтеракційно-організаційні та змістовні особливості психотерапевтичної взаємодії, що становлять умови актуалізації внутрішньої свободи у дорослих.
В диссертации исследуется личностная свобода взрослого человека. Рассматриваются философские, общетеоретические и конкретно-психологические подходы к определению свободы. Представлен используемый автором феноменологический подход к пониманию личностной свободы, в контексте которого она раскрывается как смысловое переживание личностью своих отношений с миром, аккумулирующее в себе опыт проживания этих отношений в течение жизни. Обосновано выделение в смысловой структуре переживания личностлой свободы четырех составляющих, позволяющих эксплицировать семантические единицы, представляющие его содержание, в виде целостной ментальной модели; позитивной жизненной позиции личности, содержащей репрезентации раннего опыта отношений личности с миром, основанного на переживании доверия, безопасности, надежности, собственной ценности и ценности других людей, и обеспечивающей спонтанное, ненапряженное и заинтересованное пребывание личности в контакте с внешним миром; устойчивой и дифференцированной психологической границы Я, функционирование которой основано на базисных убеждениях, обеспечивающих способность не вступать в зависимые, симбиотические отношения, отделять свои чувства и потребности от чувств и ожиданий других людей, осознавать сферу собственного самоопределения и ответственности; самодетерминации и жизненной стойкости, основанных на репрезентациях, отражающих осознание личностью своей способности противостоять внешним воздействиям и обстоятельствам, преодолевать жизненные трудности и разрешать сложные задачи жизнедеятельности, поддерживая целостность своей личности и сохраняя дееспособность и активность; экзистенциальной системы взглядов, отражающей опыт переживания личностью жизненных событий с позиций целостной зрелой рефлексии собственной жизни в контексте бытийных данностей. Показано, что в онтогенетической перспективе развития личности выделенные составляющие феномена личностной свободы формируются последовательно. Вместе с тем, смысловые связи между ними носят как иерархически-линейный, так и нелинейный характер. Раскрыта семантическая структура опыта несвободы и зависимости личности, содержащая смысловые единицы, лежащие в основе негативной жизненной позиции (отрицательного отношения к себе и/или другим); недифференцированной (диффузной), неустойчивой и проницаемой границы Я, проявляющейся в склонности человека строить и поддерживать зависимые, симбиотические межличностные отношения и слабо дифференцировать сферу собственной ответственности; убеждений о собственной неспособности противостоять внешним условиям и обстоятельствам, выстаивать в стрессе и разрешать сложные жизненные ситуации (установки на невозможность самодетерминации); ограниченности экзистенциального мировоззрения. В диссертации представлен психодиагностический инструмент опросник „Я и Мир”, валидизированпый для выявления смысловой структуры переживания внутренней свободы взрослых испытуемых. На основе проведения исследования с помощью опросника „Я и Мир” установлены возрастные и гендерные особенности смысловой структуры личностной свободы у взрослых. Представлены материалы исследования смысловой структуры феномена внутренней свободы у испытуемых, лишенных свободы и отбывающих срок наказания в пенитенциарных учреждениях. Показано, что элементы смысловой системы личности заключенных смещены к полюсу „несвободы” и „зависимости”. Эмпирически доказано, что личностная свобода взаимосвязана з рядом личностных свойств самосознанием, системой эго-защиты, автономией, суверенностью и жизнестойкостью личности, когнитивно-смысловыми особенностями отношения личности к своей жизни. Представлены материалы формирующего этапа исследования, показывающие, что возможна актуализация личностной свободы у взрослых испытуемых в условиях индивидуальной и групповой психотерапии и психологического консультирования. Основным принципом, положенным в основу формирующей (развивающей) работы со смысловой системой личности в рамках предложенного подхода, является принцип реориентации, заключающийся в „возвращении” человека к некогда пережитому опыту с целью переориентации в его ключевых смысловых доминантах. Раскрыты интерактивно-организационные (установление терапевтических отношений на основе разделенной ответственности, недирективности, предотвращения психологическиъх игр и манипуляций) и содержательные особенности психотерапевтического взаимодействия (проработка дефицитарных смысловых составляющих переживания внутренней свободы), обеспечивающие условия актуализации внутренней свободы у взрослых.
Personality freedom is researched in the dissertation. The philosophical, generally theoretical and concretely-psychological approaches for definition of freedom are examined. The phenomenological approach used by author to understanding of personality freedom in the context of which it opens up as a semantic experience by personality of the relationships with the world, accumulating the experience of going through these relations during life is represented. Four constituents are selected in the semantic structure of the phenomenon of personality freedom. They are included in an integral mental model, presenting the content of this phenomenon: positive life position of personality; steady and differentiated psychological border I; self-determination and hardiness; existential system of outlooks. On the basis of conducted research by questionnaire “the World and I” the age-related and gender features of semantic structure of the phenomenon of personality freedom are defined for adults. It is empirically well-proven that personality freedom is associated with the series of personality properties —self-consciousness, system of ego-defence, autonomy, sovereignness and hardiness of personality, the cognitive-semantic features of outlook of personality to the life. It is shown that actualization of personality freedom is possible for adult subjects in the conditions of psychotherapy and psychological counseling. The interactively-organizational and content features of psychotherapy interaction, providing conditions for actualization of internal freedom, are exposed for adults.