У дисертації обгрунтовано, що розв’язування проблеми активізації навчально-пізнавальної діяльності студентів у процесі навчання інформатики вимагає системного підходу. У пропоновану систему входять: зміст предметів: методи навчання: форми організації навчання студентів. Розроблено окремі компоненти методичної системи навчання інформатики. Концептуальні положення цієї методичної системи: навчання інформатики передбачає вивчення кількох взаємозв'язаних дисциплін, практичним результатом навчання є створення освітніх ресурсів зі спеціальності та вміння їх використовувати. Встановлено, що використання методів активного навчання та задач професійного спрямування дає змогу поглибити розуміння студентами навчального матеріалу, посилити мотивацію до навчання, активізувати навчально-пізнавальну діяльність, посилити прикладну спрямованість результатів навчання інформатики студентів-біологів у вищому педагогічному навчальному закладі.
Диссертация посвящена проблеме обучения информатике будущих учителей биологии в педагогических высших учебных заведениях. Решение проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов при обучении информатике на современном этапе социального развития требует системного подхода. В предлагаемую нами систему средств активизации входят: а) содержание предметов; б) методы обучения; в)средства и формы организации обучения студентов. На этом основании теоретически обоснована и экспериментально апробирована методика активизации учебнопознавательной деятельности студентов. Разработаны отдельные компоненты методической системы. Ее концептуальные положения: - системность обучения информатике, которая подразумевает изучение нескольких взаимосвязанных дисциплин; - практическим результатом обучения есть создание образовательных ресурсов по специальности. В работе предложено состав программного обеспечения, которое должно изучаться будущими учителями биологии при изучении информатики. Среди средств обучения используется разработанный нами электронный учебник по курсу «Современные информационные технологии». Установлено, что наиболее целесообразными способами активизации учебно-познавательной деятельности в условиях использования методов активного обучения при обучении информатике являются: - проектный метод; - проблемный метод: - тренинг; - использование СКМ. На основании метода проектов разработано методику использования информационных технологий для обучения студентов создавать собственные информационно-образовательные ресурсы. Результаты диссертационного исследования дают возможность сделать следующие выводы: 1. Подготовка учителя биологии, которая удовлетворяет современным требованиям, возможна лишь на основе системного, целостного подхода к учебе. При отборе содержания предметной подготовки студентов по информатике в педагогическом ВНЗ необходимо основываться на тех компетентностях, которые необходимы будущему учителю биологии в его профессиональной деятельности. 2. Акценты при обучении информатике переносятся на процесс познания, эффективность которого практически полностью зависит от уровня познавательной активности. Повышение уровня активности учебнопознавательной деятельности студентов зависит не только от того, чему учат, а как учат: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или методов активного обучения. 3. Разработана методическая система активизации учебнопознавательной деятельности содержит такие компоненты: цель, содержание, формы, методы и средства обучения. Звеньями, которые объединяют средства активизации в систему, является использование профессионально ориентированных заданий в процессе обучения ИКТ, реализация межпредметных связей, контроль за ходом обучения, его коррекция. 4. Систематическое, целеустремленное, педагогически обоснованное применение в процессе учебы информатики методов активного обучения, заданий профессионального направления и средств ИКТ дает возможность активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, углубить понимание учебного материала, обеспечить формирования составные предметно отраслевых компетентностей, повысить уровень их подготовки к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности. 5. Методы активного обучения не являются универсальными и их использование имеет определенные ограничения, поэтому целесообразно применять в процессе обучения информатике в сочетании с традиционными методами обучения. 6. Для активизации учебно-познавательной деятельности студентов-биологов в процессе обучения информатике эффективным является использование разработанного электронного учебного пособия, которое содержит комплекс методического обеспечения дисциплины «Современные информационные технологии», а именно лекции, лабораторные работы, задания для самостоятельной и индивидуальной работы, тестовые задания. 7. Использование СКМ (в частности учебного назначения) для компьютерной поддержки анализа математических моделей биологических процессов без увеличения математической подготовки дает возможность углубить понимание учебного материала, придать обучению творчески исследовательский характер, усилить прикладную значимость результатов обучения информатике. 8. Подготовка будущих учителей биологии к использованию ИКТ в профессиональной деятельности должна предусматривать: - изучение теоретических основ информатики; - формирование практических навыков использования ИКТ; - использование СКМ для автоматизации численных и аналитических вычислений, для анализа информационных (математических) моделей; - привлечение студентов к разработке образовательных информационных ресурсов из биологии.
In dissertation grounded, that the decision of problem of activation system of educational-cognitive activity of students in the process of studies of informatics requires approach. In the offered system the table of contents of objects; methods of studies; forms of organization of studies of student’s teaching are included. The separate components of the methodical system of studies of informatics are developed. Conceptual positions of this methodical system: studies an informatics foresee the study of a few associate disciplines, the practical result of studies is creation of educational resources from speciality and ability of them to use. It is set that the use of methods of active studies enables to deepen the understanding of educational material students, strengthen motivation to the studies, to activate educational-cognitive activity, strengthen the applied orientation of results of studies of informatics of students of biology in higher pedagogical educational establishment.