Дисертаційне дослідження присвячено теоретико-експериментальному вивченню професійної дезадаптації як феномену підготовки майбутніх психологів, психологів-практиків. Уточнено поняття “професійна адаптація/дезадаптація”, “професійна адаптивність/дезадаптивність”, “професійний адаптивний потенціал” “професійна адаптованість/дезадаптованість”. Здійснено інтегроване вивчення симптомокомплексу “уразливість до дезадаптації'” та симптомокомплексу “стійкість до дезадаптації” у контексті природи їх виникнення та впливу на подальшу професійну діяльність майбутнього психолога. Досліджено психологічну сутність та зміст професійного адаптивного потенціалу як чинника розвитку стійкості до дезадаптивних впливів професійного середовища. Виявлено психологічні чинники та механізми попередження і подолання професійної дезадаптації у майбутніх психологів-практиків, здійснено диференціацію особистісних профілів студентів-психологів у контексті професійної дезадаптації. Розроблено та апробовано програму розвивально-адаптивних психотехнологій (РАПС) з попередження та подолання професійної дезадаптації у майбутніх психологів-практиків.
В контексте исследования проблемы профессиональной дезадаптации в сфере подготовки будущих психологов-практиков особое внимание было сконцентрировано на исследовании специфики ведущей деятельности (учебно-профессиональной), личностной организации студентов психологов и специфики окружающей профессиональной среды в процессе обучения в вузе. Теоретический анализ проблемы позволяет констатировать отсутствие тенденции к выделению адаптации и профессиональной адаптации как самостоятельного процесса личностного становления и развития. Как зарубежным, так и отечественным исследователям характерно рассматривать процесс адаптации в контексте взаимообусловленности с процессом социализации. Одновременно исследования профессионального компонента адаптации выходят из выделения специфики самой профессиональной деягельности. Экспериментальное исследование проблемы профессиональной дезадаптации реализовывалось с позиции исследования личности студента будущего психолога-практика и влияния внешних факторов на процесс профессиональной адаптации/дезадаптации. Методика психодиагностического исследования причин профессиональной дезадаптации предусматривала комплексную диагностику личности студента-психолога и поэтапное определение: имеющего адаптационного потенциала личности испытуемых студентов; психологические особенности адаптивности/дсзадаптивности в системе самосознания личности будущих психологов; психологическую специфику симптомокомплекса профессиональной адаптированносги/дезадаптированности. В результате было установлено, что профессиональная дезадаптация имеет структурную организацию, которую составляют личностные свойства или профессиональная дезадаптивность и психическое состояние -профессиональная дсзадаптированность. Интеграция данных структурных компонентов формирует тенденцию к нарушению развитая профессионального адаптивного потенциала. В процессе исследования были выделены на уровне личностной организации симтомокомплекс стойкости к профессиональной дезадаптации, симптомокомплекс уязвимости к профессиональной дезадаптации и экспериментальным путем выделены их психологические факторы. Экспериментальное исследование причин профессиональной дезадаптации позволяет констатировать взаимосвязь и взаимовлияние выделенных симптомокомплексов (стойкость и уязвимость к дезадаптационным факторам профессиональной среды), профессииональной дезадаптивности и профессиональной дезадаптированоста, что и позволило выделить профессиональный дезадаптивный потенциал.. Преодоление профессиональной дезадаптации возможно путем внедрения в процесс подготовки будущих психологов-практиков психологической профилактики (первый год обучения в вузе) и психологической коррекции со студентами (четвертый год обучения), имеющими развитие профессиональной дезадаптивности и профессиональной дезадаптированости в контексте реализации заданий учебнопрофессиональной деятельности. Психопрофилактика и психокоррекция профессиональной дезадаптации представлена авторской программой развивающеадаптивных психотехнологий (РАПС). Развивающе-адаптивные психотехнологии представляют собой интегрированную систему психологического тренинга и инновационных методов обучения (спецкурс по профессиональной адаптации/дезадаптации), внедрение которых способствует развитию профессионального адаптивного потенциала. Установлено, что профессиональная дезадаптация возникает как на первом, так и на последующих годах овладения учебнопрофессиональной деятельностью, что выступает серьезной причиной и условием к разделению психологической профилактики предупреждения профессиональной дезадаптации и психологической коррекции преодоления профессиональной дезадаптаци. Выделена позиция использования психопрофилактики в структуре психокоррекции. Констатировано, что психологическая профилактика способствует развитию симптомокомплекса профессиональной адаптированности у будущих специалистов, если ее используют в процессе обучения на 1-2 курсах. Психологическая коррекция выступает еффективной в процессе преодоления симптомокомплекса дезадаптированности, ее эффективность позволяет определить дальнейшую профессиональную пригодность будущего психолога-практика и обеспечить успешность его профессиональной деятельности.
The Thesis is devoted to the theoretical-experimental studing of professional nonadaptation as the phenomenon of prepearing the future psychologists, psychologists-practitioners . It is coordinated the concept “professional adaptation/nonadaptation”, “professional adaptiveness/nonadaptiveness”, “professional adapted/nonadapted”, “professional adaptive potential”. It is realized the integrative studing of the symptom complex “vulnerability to the nonadaptation” and “ firmness to the nonadaptation” in the nature context of rise and influence on the future professional activity of the future psychologist-practitioner. It is researched the psychological substance and content of adaptive potential as a progress factor of firmness to the professional nonadaptation. It is detected the psychological factors and mechanisms of prevention and overcoming of the professional nonadaptation, it is realized the differentiation of the psychological mechanisms and qualities of a person in the symptom complex “firmness to the nonadaptation” and “vulnerability to the nonadaptation”. It is processed and tested the program of developmental-adaptive psychotechnology with prevention and overcoming of the future psychologists-practitioners.