Дисертація присвячена проблемі дидактичних засад розробки та використання навчально-методичного комплекту (НМК) з хімії для основної школи. Проаналізовано стан досліджуваної проблеми в педагогіці та методиці навчання хімії, починаючи з 20-х років XX століття і до сьогодення. Теоретично обгрунтовано та практично перевірено методичні засади розробки та впровадження в практику навчально-методичного комплекту, що базуються на дотриманні вимог до оцінювання навчальних досягнень учнів за 12-бальною шкалою. Розроблено концепцію НМК, систему навчальних завдань за моделлю рівнів навченості учнів. Експериментально доведено доцільність ієрархічного розташування різнорі-вневого дидактичного матеріалу для виявлення навченості учня, поетапного формування вмінь і навичок роботи з навчальною інформацією, а відтак формування основних компетентностей учня. Для інтенсифікації навчального процесу, його індивідуалізації, навчально-методичний комплект розроблено в двох підсистемах: дидактичний комплект учня і методичний комплект учителя, за участю яких реалізується особистісно-орієнтований підхід до навчання. Перша підсистема інтерпретується як засіб учіння, друга як засіб викладання. Формуючим педагогічним експериментом доведено, що використання навчально-методичного комплекту дає позитивні якісні та кількісні зміни, зокрема в експериментальних класах простежується тенденція домінування репродуктивно-продуктивної та продуктивної навченості і зменшення кількості тих учнів, які навчаються репродуктивно. У контрольних класах відчутних змін не виявлено. Використання навчально-методичного комплекту на практиці створює умови для індивідуалізації навчання.
Диссертация посвящена проблеме дидактических основ разработки и использования учебно-методического комплекта (УМК) курса химии основной школы. В работе анализируется генезис формирования УМК, состояние этой проблемы в педагогике и методике преподавания химии с 20-х годов XX ст. и до сегодня; представлены теоретические принципы; определены цель, требова ния и функции учебно-методического комплекта в условиях внедрения личностно-ориентированного обучения химии. В диссертации представлен теоретический анализ создания и использования учебно-методического комплекта в двух подсистемах: дидактический комплект ученика — средство учения, и методический комплект учителя — средство преподавания. Разработаны требования к содержанию и структуре учебных заданий, которые классифицируются за такими признаками: 1) критериальные требования к оцениванию учебных достижений учеников; 2) требования на основе модели обученности учеников; 3) за уровнями сложности. Дидактический материал дидактического комплекта ученика впервые включает все типы представления учебного материала: задачи (рассчетные, ра-ссчетно-экспериментальные, экспериментальные), упражнения, химические диктанты, уровневые дифференцированные задания для письменного, тестового и устного контроля и оценки, уровневые самостоятельные работы (I-IV уровней), итоговые контрольные работы, лабораторные опыты и практические работы, которые охватывают содержание всех разделов курса химии. В ходе работы над диссертационным исследованием в структуре учебнометодического комплекта выделены ведущие компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, операционный, которые тесно взаимосвязаны и положительно влияют на качество учебной деятельности. Разработаны многовариантные задания для качественной диагностики процесса обучения: диагности-чески-тренировочные задания, целью которых есть ведения мониторинговых исследований за развитием познавательного мышления школьников при изучении химии в основной школе и контрольно-оценочные задания средство, позволяющее самостоятельно выбрать уровень заданий для тематического оценивания, форму контроля (письменную, тестовую, устную). Выявлено, что в условиях переориентации учебной деятельности с преподавания на учение, меняются функции учебно-методического комплекта и его компонентов. Дидактический комплект ученика как система средств учения берет на себя новые функции: а) принятие учениками целевых установок; б) самообразовательную и самовоспитательную; в) диагностическую; г) самокон-тролирующую. Это влечет за собой новые функции методического комплека учителя: а) смещение акцентов с преподавания на учение; б) мониторинговую; в) управленченскую; г) контрольно-аналитическую; д) методическую. Анализ полученных в ходе экспериментального исследования результатов позволил сделать выводы о достаточно заметных положительных качественных и количественных изменениях обученности учеников экспериментальных школ по сравнению с контрольными. В экспериментальных школах четко прослеживалась тенденция доминирования числа учащихся с репродуктивнопродуктивной и продуктивной обученностью и уменьшение числа учащихся с репродуктивной. В контрольных школах ощутимых изменений не наблюдалось. Формирующим педагогическим экспериментом доказано, что использование методического комплекта учителя, с помощью которого учитель опре-деляет четкую систему образовательных целей курса (раздела, темы, подтемы, модуля, урока), планирует учебный процесс, позволяет технологизировать последний, свести к минимуму субъективность оценки результатов учебной деятельности учащихся; с помощью диагностики оперативно реагировать на изменения в познавательной сфере каждого ученика, своевременно внести коррекцию, внедрять интерактивные методики учения, интерессно, нетрадиционно спроектировать и провести урок. Перспективу развития основных идей исследования усматриваем в разработке учебно-методического комплекта по химии для 12-летней школы с седьмого по двенадцатый классы, а также в разработке компьютерных программно-педагогических средств на основе уровневой и профильной дифференциации, создании новых технологий обучения химии.
M.Savchyn’s thesis presents a number of theoretical aspects and gives a full methodological background to the teaching materials for secondary school teachers in chemistry. They are well-adapted to the needs of both, the teachers and students. The two components are top-successful in the two sub-systems. The first one contains didactic and methodological guidance for teachers and the second one provides a complete tutorial and practical wealth of activities for students. It takes into account the students’ individual needs, accepts the idea of students’ autonomy in studies. The subject competence in chemistry is tested by four-level graded tasks. The didactic material is reliable, practical and objective. It allows to measure the students’ performance through teaching practice and is optional for self-education.