У дисертаційному дослідженні вперше теоретично обгрунтовано та експериментально апробовано систему інноваційної підготовки майбутнього вчителя в умовах навчально-науково-педагогічних комплексів (ННПК). Систематизовано тезаурус освітньої інноватики, охарактеризовано сутність поняття „інноваційна підготовка педагогічних кадрів в умовах ННПК”. З використанням структурно-функціонального методу визначено структуру підготовки майбутнього вчителя в умовах ННПК як інноваційної педагогічної системи Запропоновані критерії і показники готовності майбутніх учителів до інноваційної діяльності та методика діагностики її рівнів Розроблено концептуальну модель інноваційної підготовки майбутніх учителів в умовах педагогічних комплексів. Упроваджено інноваційні педагогічні технології в практику роботи вищої школи як складової ННПК Здійснено експериментальну перевірку моделі, доведено доцільність професійної підготовки в рамках педагогічного комплексу, виявлено позитивну динаміку змін у рівнях готовності фахівців до інноваційної педагогічної діяльності.
В диссертационном исследовании впервые дано теоретическое обоснование и проведена экспериментальная апробация системы инновационной подготовки будущего учителя в условиях учебно-научнопедагогических комплексов (УНПК). Систематизировано тезаурус инновационной педагогики, охарактеризована сущность понятия „инновационная подготовка педагогических кадров в условиях УНПК”. Предложен авторский подход к классификации нововведений и инновационных педагогических технологий Определены компоненты внутренней структуры УНПК, функции педагогических комплексов, их типы, этапы формирования, отличия между подготовкой педагогических кадров в УНПК и традиционной системой обучения в высшей школе. Раскрыты тенденции инновационной политики реформирования системы высшего образования в Украине с 1991 года по сегодняшний день Обоснованы методологические подходы исследования. При использовании структурно-функционального метода определена структура подготовки будущего учителя в условиях УНПК как инновационной педагогической системы. Разработана концептуальная модель инновационной подготовки будущею учителя в условиях педагогических комплексов. В процессе эксперимента выделены основные этапы, условия и пути инновационной подготовки в рамках педагогических комплексов Апробированы в работе высшей школы, как составляющей УНПК, инновационные педагогические технологии. На основе принципа последовательности и преемственности использования технологий в рамках УНПК разработана технологическая карта их внедрения в практику работы с учетом наиболее распространенных типов педагогических комплексов: “школа педагогический университет”, “ПТУ педагогический университет”, “педагогическое училище (колледж) педагогический университет”. Предложены критерии и показатели готовности будущих учителей к инновационной деятельности и методика диагностики ее уровней. Для педагогической экспертизы разработана квалиметрическая модель оценивания инновационных проектов, которая использовалась для коррекции целевых программ организации учебно-воспитательного процесса в рамках педагогического комплекса. Экспериментально доказана эффективность модели системы инновационной подготовки в условиях учебно-научно-педагогического комплекса, выявлена позитивная динамика изменений в уровнях готовности будущих специалистов к инновационной педагогической деятельности.
In the thesis the author was the first to give the theoretical ground and experimentally approbate the system of future teachers’ innovative professional training in pedagogical complexes. In dissertation thesaurus was systematized and definition of the notion „innovative professional training of future teachers in pedagogical complexes” was given. The structure of future teachers’ professional training in pedagogical complexes was defined. Moreover, criteria and indexes of the future teachers’ readiness for the innovative activity were suggested along with the diagnostic methods of its levels. The conceptual model of innovative training of future teachers in pedagogical complexes was designed. The innovative pedagogical technologies were introduced into the educational process in high schools. The model’s effectiveness was tested experimentally and expedience of the system of professional training in pedagogical complexes was proved. The positive dynamic changes in the levels of readiness for the innovative activity were fixed.