У дисертації досліджуються структурно-функціональні особливості базових симптомокомплексів переживань нормативних і ненормативних криз у підлітковому і юнацькому віці.
У руслі концепції симптомокомплексів переживань вікових криз здійснено розгалужене теоретико-емпіричне вивчення підліткового і юнацького віку, внаслідок чого розроблено психологічний зміст основної структурної одиниці вікових нормативних і ненормативних криз - переживання як низку відносних динамічних універсальних симптомів (симптомокомплексів), які на різних вікових стадіях потенційно взасмозамінюються або взаємозмінюються. З’ясовано спектр наукових підходів до їх вивчення. Визначено та охарактеризовано гендерні закономірності базових симптомів переживань вікових нормативних (підліткової кризи, або кризи 13 років; юнацької кризи, або кризи 17 років; кризи входження в дорослість, або кризи 23 років) і ненормативних криз, послідовна вікова трансформація яких виокремлює поняття «вікова норма кризового розвитку». У встановлених відносних межах вікових криз визначено гендерну динаміку та ієрархічну взаємозалежність базових симптомів. З’ясовано зміст суб'єктивної інтерпретації власних переживань підлітками і юнаками. Розроблено змістові напрями психологічної профілактики кризових явищ у підростаючої особистості в умовах несприятливих соціальних впливів засобами особистісно-орїєнтованого підходу.
В диссертации исследуются структурно-функциональные особенности базовых симптомокомплексов переживаний нормативных и ненормативных кризисов в подростковом и юношеском возрасте.
В контексте концепции симптомокомплексов переживаний возрастных кризисов осуществлено разветвленное теоретико-эмпирическое изучение подросткового и юношеского возраста, вследствие чего разработано психологическое содержание основной структурной единицы возрастных кризисов - переживания как упорядоченной системы условных динамических универсальных симптомов, которые на разных возрастных этапах потенциально взаимозаменяются или взаимоизменяются. Определен спектр научных подходов к изучению возрастных кризисов с последующим трансформированием представлений о них в современную научную и педагогическую деятельность. Установлена историческая хронология исследования возрастных кризисов, где ведущее место с введением понятия «симптомокомплекс» принадлежит советской педологии и психотехнике. Разработаны «Исследовательская программа комплексного изучения переживаний возрастных кризисов», динамическая психологическая модель нормативных кризисов, а также - нормативных и ненормативных кризисов.
Каждому гендеру характерна собственная возрастная линия формирования базового симптомокомплекса переживаний с ведущими симптомами, которая определяет содержание возрастного развития личности как историю переживаний, где радикальные изменения симптомокомплексов ассоциируются только с нормативными кризисами. Как следствие, определены их гендерные условные границы, где подростковый кризис, или кризис 13 лет (переходный период от младшего школьного к подростковому возрасту) и кризис вхождения во взрослость, или кризис 23 лет (переходный период от юношеского возраста к вхождению во взрослость), вследствие двухфазового протекания являются «большими кризисами» и возрастными мировоззренческими аналогами. Юношеский кризис, или кризис 17 лет (переходный период от подросткового к юношескому возрасту), состоит с одной фазы («малый кризис»). Охарактеризованы гендерные особенности их базовых симптомокомплексов, которые, соотносясь со своими возрастными интервалами, имеют разную уникальную структуру (типичные, сопутствующие, фоновые симптомы), частоту и силу проявлений. Как возрастные эмоционально-познавательные ориентиры для дифференциации между собой, со смежными стабильными периодами и ненормативными
кризисами, они обозначают местонахождение личности в системе возрастного развития и возможность последующего прогнозирования переживаний. Разработан психодиагностический инструментарий их изучения.
По каждому нормативному кризису установлены благоприятные (неблагоприятные) возрастные интервалы для развития позитивной и локализации негативной симптоматики, пики их проявлений. Определена гендерная временная субъективная динамика симптомокомплексов переживаний. С учетом их структурно-функциональных особенностей сформулирован комплекс необходимых социальных условий для результативного личностно ориентированного воздействия на подрастающую личность.
Ненормативным кризисам характерен общий базовый комбинированный ситуативный симптомокомплекс, где каждому симптому свойственны свои социальные истоки, потенциальная результативность, перспективы преодоления (соответствуют любому возрастному периоду). Имеют собственную динамическую систему негативных симптомов (основные, доминантные, ведущие доминанты, фоновые) и свойств. Отображают педагогическую некомпетентность взрослых субъектов, а также особенности неблагоприятной социализации в виде повседневных учебно- воспитательных реалий и стереотипов, которые, отличаясь собственными истоками и признаками, выступают во всех кризисах социальной альтернативой личностно-ориентированному воздействию.
Симптомокомплекс ненормативных кризисов - это эмоционально- познавательный возрастной показатель, который указывает на свои содержательные отличия от нормативных кризисов. Постоянно усложняет протекание нормативных кризисов, что проявляется в усилении их негативных и ослаблении позитивных симптомов. Неблагоприятная социализация потенциально трансформирует его в стабильный комбинированный симптомокомплекс.
Возрастная трансформация базовых симптомов обоих кризисов определяет смысл понятия «возрастная норма кризисного развития», как основной содержательной характеристики оптимального протекания возрастного развития. Разработаны смысловые составляющие психологической профилактики кризисных явлений у подрастающей личности в условиях неблагоприятной социализации средствами личностно- ориентированного подхода.
Определены перспективы последующих исследований психологических закономерностей переживаний возрастных кризисов у подростков и юношей, а также во взрослости и преклонном возрасте.
The thesis investigates the structural and dynamic characteristics of the basic symptoms complexes of experiencing age typical crises and age peculiar crisises at the teens and youth age.
In the course of the conception of symptoms complexes experiencing the age crisises the many directions theoretical and empiric investigation of the teens and youth age has been carried and as a resuit the main structural age crisises unit content has been defined - experiencing as a chain of conventional dynamic universal symptoms (symptoms complex) which are potentially mutually changed and exchanged at different age stages. The range of scientific approaches to investigating the crises has been defined. The gender peculiarities of the basic symptoms complexes of experiencing (content, characteristics and age perspectives) age typical crises (teenagers’ or 13 years old crisis, youth or 17 years old crisis, becoming an adult or 23 years old crisis) and peculiar crises, which age transformation makes up the notion “crisis development age norm”, have been defined and characterized. In the defined relative age crisises limits the basic complexes dynamics and hierarchy mutual dependence have been defined. The content of the teenagers and young men own feelings subjective interpretation has been investigated. The content directions of the psychological preventive measures for the crisis phenomena of the developing personality in the conditions of the unfavourable social influence by means of personality oriented approach have been investigated.