Дисертація присвячена розкриттю особливостей переживання підліткової кризи вихованцями школи-інтернату, які тривалий час перебувають в умовах депривації сімейної взаємодії. Виявлено, що утворення нових психологічних структур підлітка під час переживання ним вікової кризи ускладнюється депривуючою ситуацією розвитку, в основі якої лежить незадоволення життєво значущих потреб.
У роботі представлено аналіз науково-теоретичних концепцій вітчизняної та зарубіжної психології, присвячених вивченню специфіки переходу від дитинства до дорослості, розкриттю його змісту та структури. Розширено наукове уявлення про почуття дорослості як центрального утворення підліткової кризи, яке детермінує специфіку ціннісних ставлень підлітка. Визначено зміст та особливості переживання підліткової кризи та досліджено соціально-психологічні характеристики підлітка школи-інтернату в процесі її подолання. Виділено та обґрунтовано критерії (соціально-психологічна адаптованість, інтегральність самоставлень, адекватність Я-образу), їх показники та типологію (нормативний, ситуативний, депривований) переживання вікової кризи підлітками школи-інтернату. Розроблено та апробовано коригуючу програму, спрямовану на актуалізацію соціогенної потреби самоприйняття та самореалізації депривованих підлітків.
Диссертация посвящена раскрытию особенностей переживания подросткового кризиса воспитанниками школы-интерната, которые длительное время пребывают в условиях депривации семейного взаимодействия.
В процессе теоретического анализа научных концепций зарубежной и отечественной психологии, посвященных изучению специфики перехода от детс тва к взрослости, раскрыто содержание подросткового кризиса, который характеризируется динамикой взаимоперехода идеальной формы развития индивида (образ взрослости) и реальной (адекватное поведение), его структуру (предкритическая, собственно критическая и посткритическая фазы). Расширено научное представление о чувстве взрослости как центральном образовании подросткового кризиса, которое детерминирует специфику ценностных отношений подростка. В работе указаны основные подходы отечественных психологов к интерпретации понятия переживания - в рамках культурно-исторической концепции, теории деятельности, концепции субъектности С.Л.Рубинштейна. Исходя из последней, определено содержание понятия переживания возрастного кризиса подростком как закономерного процесса его индивидуального развития, направленного на структурирование ценностных отношений под влиянием открытой им новой идеальной формы (чувство взрослости); выделены его критерии (социально-психологическая адаптированность, интегрированность самоотношений, адекватность Я-образа), их показатели. В диссертационном исследовании представлены результаты экспериментальцого исследования базальных личностных характеристик подростков школы-интерната в процессе переживания ими возрастного кризиса. Обнаружено, что образование новых психологических структур подростка во время переживания им возрастного кризиса усложняется депривирующей ситуацией развития, в основе которой лежит неудовлетворение его жизненно важных потребностей. Дефицит эмоционального контакта подростка с близкими взрослыми ввиду их отсутствия или ограниченности общения, провоцирует у него появление негативных симптомов возрастного кризиса: несформированность образа
взрослости, недиференцированность представлений значимых жизненных перспектив, высокий уровень дезадаптированное™, низкий уровень самопринятия та отсутствие установки на самоценность. На основе выделенных критериев и интерпретации данных констатирующего эксперимента били выявлены типы переживания возрастного кризиса подростками школы-интерната - нормативный, ситуативный и депривированный. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования выявил распространенность депривировапного типа переживания возрастного кризиса подростками, который характеризуется: социально-психологической дезадаптированностью, наличием противоречия между достаточно высоким уровнем волевой регуляции поведения и доминированием зависимости от внешнего контроля окружающих; некритичностью оценки собственных достижений и когнитивной самооценки; преобладанием негативных чувств в ценностных отношениях к себе; недиференцировнностью представлений о будущем. Полученные результаты обусловили необходимость актуализации у подростков депривированных потребностей самопринятия и самореализации путем организации эмоционально насыщенного межличностного взаимодействия.
The dissertation deals with the opening of features of experiencing of juvenile crisis by the pupils of boarding-school, which are found for a long time in the conditions of deprivation of domestic co-operation. It is exposed, that formation of new psychological structures of teenager during experiencing him an age crisis is complicated by the deprivational situation of development, in the basis of which the dissatisfaction of vitally meaningful necessities lies.
In the research the analysis of the scientific-theoretical conceptions devoted to the study of specific of transition from childhood to adultness is presented, in foreign and native psychology, exposed its content and structure. Scientific notion about the sense of adultness as a central formation of juvenile crisis, which determine the specific of the valued appeals of deprivated teenager, is extended. The meaning of notion of experiencing of juvenile crisis is definite and social-psychological descriptions of teenager of boarding- school arc researched in the process of their overcoming. Criteria are selected and grounded (social-psychological adaptivity, integrality of selfmarking, adequacy of Me- character), their indexes and typology (normative, situational, deprivational) of experiencing the age crisis by deprivated teenagers. The correcting program directed on actualization of sociogennic necessity of selfacccption and self-realization of teenagers of boarding-school is developed and approved.