ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Марціновська, Ірина Петрівна | |
dc.date.accessioned | 2021-07-16T07:56:27Z | |
dc.date.available | 2021-07-16T07:56:27Z | |
dc.date.issued | 2020 | |
dc.identifier.citation | Марціновська, Ірина Петрівна. Корекція посттравматичного стресового розладу у дітей із зони військового конфлікту, які мають психофізичні порушення : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 - корекційна педагогіка / Марціновська Ірина Петрівна ; [наук. керівник Миронова Світлана Петрівна] ; Міністерство освіти і науки України, Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2020. - 19 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/34495 | |
dc.description.abstract | У дисертації визначено теоретичні підходи та здійснено експериментальне дослідження проблеми розладів, обумовлених посттравматичним стресом у підлітків з порушеннями психофізичного розвитку на віддаленому етапі травматизації. Обґрунтовано та представлено психолого-педагогічне забезпечення корекційної роботи з дітьми з психофізичними порушеннями, що мають посттравматичний стресовий розлад, обумовлений перебуванням у зоні військового конфлікту та внутрішнім переселенням. Описано психологопедагогічне забезпечення подолання розладів, викликаних ПТСР, що складається із трьох тренінгів (для підлітків, їх батьків та педагогів); рекомендацій освітянам щодо супроводу дітей з різними типами порушень. Програми розроблено із врахуванням травмофокусованого та резилієнс підходів у корекції психотравми. | ua |
dc.description.abstract | The dissertation identifies theoretical approaches and conducts an experimental study of the problem of disorders caused by post - traumatic stress in adolescents with mental and physical disabilities at a remote stage of trauma. Psychological and pedagogical support of correctional work with children with psychophysical disorders who have post-traumatic stress disorder due to being in a zone of military conflict and internal resettlement is substantiated and presented. A comprehensive program of psychological and pedagogical correction of disorders caused by PTSD is described, which consists of three trainings: for adolescents, their parents and teachers. The programs are designed taking into account trauma-focused and resilience approaches to psychological correction of psychotrauma. | ua |
dc.description.abstract | В диссертации определены теоретические подходы и осуществлено экспериментальное исследование проблемы расстройств, обусловленных посттравматическим стрессом у подростков с нарушениями психофизического развития в отдаленном этапе травматизации. Обосновано и представлено психолого-педагогическое обеспечение коррекционной работы с детьми с психофизическими нарушениями, имеющими посттравматическое стрессовое расстройство, обусловленное пребыванием в зоне военного конфликта и внутренним переселением. Описано комплексную программу психологопедагогической коррекции расстройств, вызванных ПТСР, состоящую из трех тренингов: для подростков, их родителей и педагогов. Программы разработаны с учетом травма-фокусированного и резилиенс подходов коррекции психотравмы. Посттравматическое стрессовое расстройство у подростков автором рассматривается как деструктивные и проявляется на когнитивном, поведенческом и эмоционально-волевом уровне. Эмоционально-волевой уровень нарушений характеризуется общим снижением эмоционального функционирования личности подростка, низкой самооценкой, высокой тревожностью, депрессивными состояниями. Поведенческий уровень нарушений характеризуется общим снижением функционирования, нарушением межличностной коммуникации и низким социальным статусом подростка в коллективе. Когнитивный уровень нарушения характеризуется пониженным функционированием познавательных процессов, становится причиной низкой успеваемости в учебе. Установлено, что показатель ПТСР у подростков с нарушениями психофизического развития встречается почти в два раза чаще по сравнению с подростками с типичным развитием. Этот факт указывает на то, что наличие психофизического нарушения создает низкую толерантность к формированию ПТСР. Все критерии ПТСР имеют высокие показатели расстройств: эмоционально-волевой сферы – диапазон от 71,4% до 80% подростков; поведенческой сферы – 57,1% - 75% подростков; коэффициент снижения успеваемости, характеризующий расстройства когнитивной сферы, составляет диапазон от 20% до 26,5%. Подростки с типичным развитием и подростки с нарушениями интеллектуальной сферы имеют схожие показатели нарушений. Этот факт указывает на то, что подростки с типичным развитием осознают травматический опыт и быстрее формируют навыки преодоления, а у подростков с интеллектуальными нарушениями в первую очередь снижен порог чувствительности к формированию ПТСР за счет сниженного когнитивного оценивания угрозы в момент травмы. Определено, что на отдаленном этапе от пережитого травматического события значительное количество подростков не справляется самостоятельно с пережитыми сверхсильными эмоциями и нуждаются в поддержке и квалифицированной помощи. Разработанный комплекс коррекционных мероприятий для преодоления расстройств, обусловленных ПТСР у подростков, включая просветительские тренинги для родителей и педагогов, коррекционно-развивающий тренинг для подростков, доказал свою эффективность. Об эффективности разработанного комплекса коррекционных мероприятий свидетельствует динамика положительных изменений у детей разных нозологий, а именно: у половины подростков отсутствуют симптомы ПТСР; количество лиц со средним уровнем симптомов ПТСР составляет треть от общего числа детей. Такая динамика положительных изменений эмоционально-волевого, поведенческого и когнитивного критериев, обусловливает общее повышение школьной успеваемости подростков, изменение социального статуса в коллективе; увеличение социальных контактов детей и положительные изменения их качества; снижение деструктивных агрессивных тенденций в поведении; отсутствие депрессии, улучшение самочувствия, активности и общего настроения подростков. Показатель копинг-поведения подростков, также указывает на положительные изменения: у 1/5 части детей сформирован конструктивный копинг, причем до формирующего эксперимента детей с адаптивным копинг не было определено вообще. Развитие адаптивного и относительно адаптивного копинг-ресурса в поведении позволяет конструктивно реагировать на жизненные трудности и обуславливает положительное развитие личности подростка. | ua |
dc.language.iso | uk_UA | ua |
dc.subject | підлітки з порушеним розвитком | ua |
dc.subject | посттравматичний стресовий розлад | ua |
dc.subject | психолого-педагогічне забезпечення | ua |
dc.subject | програма психологопедагогічної корекції постстресу | ua |
dc.subject | подростки с нарушением психофизического развития | ua |
dc.subject | посттравматическое стрессовое расстройство | ua |
dc.subject | психолого-педагогическое обеспечение | ua |
dc.subject | программа психолого-педагогической коррекции ПТСР | ua |
dc.subject | adolescents with developmental disabilities | ua |
dc.subject | post-traumatic stress disorder | ua |
dc.subject | psychological and pedagogical support | ua |
dc.subject | program of psychological and pedagogical correction of post-stress | ua |
dc.title | Корекція посттравматичного стресового розладу у дітей із зони військового конфлікту, які мають психофізичні порушення | ua |
dc.title.alternative | Correction of post-traumatic stress disorder in children from the zone of military conflict who have psychophysical disorders | ua |
dc.title.alternative | Коррекция посттравматического стрессового расстройства у детей из зоны военного конфликта, которые имеют нарушения психофизического развития | ua |
dc.type | Other | ua |