У дисертації визначено теоретичні підходи та здійснено експериментальне
дослідження проблеми розладів, обумовлених посттравматичним стресом у
підлітків з порушеннями психофізичного розвитку на віддаленому етапі
травматизації. Обґрунтовано та представлено психолого-педагогічне
забезпечення корекційної роботи з дітьми з психофізичними порушеннями, що
мають посттравматичний стресовий розлад, обумовлений перебуванням у зоні
військового конфлікту та внутрішнім переселенням. Описано психологопедагогічне забезпечення подолання розладів, викликаних ПТСР, що
складається із трьох тренінгів (для підлітків, їх батьків та педагогів);
рекомендацій освітянам щодо супроводу дітей з різними типами порушень.
Програми розроблено із врахуванням травмофокусованого та резилієнс підходів
у корекції психотравми.
The dissertation identifies theoretical approaches and conducts an experimental study of the problem of disorders caused by post - traumatic stress in adolescents with mental and physical disabilities at a remote stage of trauma. Psychological and pedagogical support of correctional work with children with psychophysical disorders who have post-traumatic stress disorder due to being in a zone of military conflict and internal resettlement is substantiated and presented. A comprehensive program of psychological and pedagogical correction of disorders caused by PTSD is described, which consists of three trainings: for adolescents, their parents and teachers. The programs are designed taking into account trauma-focused and resilience approaches to psychological correction of psychotrauma.
В диссертации определены теоретические подходы и осуществлено
экспериментальное исследование проблемы расстройств, обусловленных
посттравматическим стрессом у подростков с нарушениями психофизического
развития в отдаленном этапе травматизации. Обосновано и представлено
психолого-педагогическое обеспечение коррекционной работы с детьми с
психофизическими нарушениями, имеющими посттравматическое стрессовое
расстройство, обусловленное пребыванием в зоне военного конфликта и
внутренним переселением. Описано комплексную программу психологопедагогической коррекции расстройств, вызванных ПТСР, состоящую из трех тренингов: для подростков, их родителей и педагогов. Программы разработаны с учетом травма-фокусированного и резилиенс подходов коррекции
психотравмы.
Посттравматическое стрессовое расстройство у подростков автором
рассматривается как деструктивные и проявляется на когнитивном,
поведенческом и эмоционально-волевом уровне. Эмоционально-волевой
уровень нарушений характеризуется общим снижением эмоционального
функционирования личности подростка, низкой самооценкой, высокой
тревожностью, депрессивными состояниями. Поведенческий уровень
нарушений характеризуется общим снижением функционирования, нарушением
межличностной коммуникации и низким социальным статусом подростка в
коллективе. Когнитивный уровень нарушения характеризуется пониженным
функционированием познавательных процессов, становится причиной низкой
успеваемости в учебе.
Установлено, что показатель ПТСР у подростков с нарушениями
психофизического развития встречается почти в два раза чаще по сравнению с
подростками с типичным развитием. Этот факт указывает на то, что наличие
психофизического нарушения создает низкую толерантность к формированию
ПТСР. Все критерии ПТСР имеют высокие показатели расстройств:
эмоционально-волевой сферы – диапазон от 71,4% до 80% подростков;
поведенческой сферы – 57,1% - 75% подростков; коэффициент снижения
успеваемости, характеризующий расстройства когнитивной сферы, составляет
диапазон от 20% до 26,5%. Подростки с типичным развитием и подростки с
нарушениями интеллектуальной сферы имеют схожие показатели нарушений.
Этот факт указывает на то, что подростки с типичным развитием осознают
травматический опыт и быстрее формируют навыки преодоления, а у подростков
с интеллектуальными нарушениями в первую очередь снижен порог
чувствительности к формированию ПТСР за счет сниженного когнитивного
оценивания угрозы в момент травмы. Определено, что на отдаленном этапе от
пережитого травматического события значительное количество подростков не
справляется самостоятельно с пережитыми сверхсильными эмоциями и
нуждаются в поддержке и квалифицированной помощи.
Разработанный комплекс коррекционных мероприятий для преодоления
расстройств, обусловленных ПТСР у подростков, включая просветительские
тренинги для родителей и педагогов, коррекционно-развивающий тренинг для
подростков, доказал свою эффективность. Об эффективности разработанного
комплекса коррекционных мероприятий свидетельствует динамика
положительных изменений у детей разных нозологий, а именно: у половины
подростков отсутствуют симптомы ПТСР; количество лиц со средним уровнем
симптомов ПТСР составляет треть от общего числа детей. Такая динамика
положительных изменений эмоционально-волевого, поведенческого и
когнитивного критериев, обусловливает общее повышение школьной
успеваемости подростков, изменение социального статуса в коллективе;
увеличение социальных контактов детей и положительные изменения их
качества; снижение деструктивных агрессивных тенденций в поведении; отсутствие депрессии, улучшение самочувствия, активности и общего
настроения подростков. Показатель копинг-поведения подростков, также
указывает на положительные изменения: у 1/5 части детей сформирован
конструктивный копинг, причем до формирующего эксперимента детей с
адаптивным копинг не было определено вообще. Развитие адаптивного и
относительно адаптивного копинг-ресурса в поведении позволяет
конструктивно реагировать на жизненные трудности и обуславливает
положительное развитие личности подростка.