В статье анализируются основные направления поисков в науке и практике путей повышения эффективности обучения родному языку учащихся специальной школы, в частности обучения их грамоте. Основываясь на результатах литературных источников и работе практиков можно утверждать, что учащиеся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста в процессе обучения грамоте испытывают большие трудности. Это объясняется существенным недоразвитием ведущих психических процессов у детей данной категории и их ограниченным речевым развитием. Недостаточная отчетливость слухового восприятия, несовершенство аналитико-синтетической деятельности, ограниченность речевого и чувственного опыта затрудняют овладение грамотой в целом и в дальнейшем овладение орфографически правильным письмом. В данной статье акцентируется внимание на достижении четкости звуко-буквенного и слогового анализа слова, на развитии целенаправленного наблюдения языковых фактов и их практическом обобщении. Использование способов усиления речедвигательных кинестезий в системе приемов формирования у учеников с интеллектуальными нарушениями полноценного звукового анализа заключается в: отработке четкого артикулирования звуков изолировано и особенно в слогах, словах; систематическая тренировка учащихся в звуковом анализе слов, в составе которых имелись сходные звуки, с последующим составлением из букв разрезной азбуки слова с использованием проговаривания; обязательное проговаривание слов по слогам в процессе их записи, чтобы предупредить возможные пропуски гласных и согласных. Система различных приемов звуко-буквенного и слогового анализа слова обеспечивает эффективность формирования у учеников специальной школы навыков фонетически правильного письма и грамоты в целом. Применение этих приемов отвечает естественным закономерностям постепенного перехода внешнего проговаривания во «внутренний план».
The article analyzes the main directions of searches in science and practice for ways to increase the effectiveness of teaching the native language of students of a special school, in particular teaching them to read and write. Based on the results of literary sources and the work of practitioners, it can be argued that students with intellectual disabilities of primary school age experience great difficulties in the process of learning to read and write. This is due to the significant underdevelopment of the leading mental processes in children of this category and their limited speech development. Insufficient clarity of auditory perception, the imperfection of analytic-synthetic activity, limited speech and sensory experience make it difficult to master literacy in general and in the future mastering spelling correct writing.
This article focuses on achieving clarity of sound-letter and syllabic analysis of a word, on the development of purposeful observation of linguistic facts and their practical generalization. The use of methods for enhancing speech-motor kinesthesia in the system of methods of forming a full-fledged sound analysis in students with intellectual disabilities consists of: working out a clear articulation of sounds in isolation and especially in syllables and words; systematic training of students in the sound analysis of words, which contained similar sounds, with the subsequent compilation of words from the letters of the split alphabet using pronunciation; obligatory pronunciation of words by syllables in the process of writing them to prevent possible omissions of vowels and consonants. The system of various techniques of sound-letter and syllabic analysis of a word ensures the effectiveness of the formation of phonetically correct writing skills and literacy in students of a special school. The use of these techniques corresponds to the natural laws of the gradual transition of external pronunciation to the "internal plane".