Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Психологічні особливості прояву егоцентризму молодшого школяра у взаємодії з ровесниками

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Цемрюк, Ірина Геннадіївна
dc.date.accessioned 2021-04-08T12:35:01Z
dc.date.available 2021-04-08T12:35:01Z
dc.date.issued 2008
dc.identifier.citation Цемрюк, Ірина Геннадіївна. Психологічні особливості прояву егоцентризму молодшого школяра у взаємодії з ровесниками : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія / Цемрюк Ірина Геннадіївна ; [наук. керівник Приходько Юлія Олесіївна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2008. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/33869
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячене вивченню психологічних особливостей прояву егоцентризму молодшого школяра у взаємодії з ровесниками.Розкрито зміст понять "егоцентризм", "егоцентрична спрямованість особистості, "особистісний егоцентризм". Виявлено види, типи, форми, досліджено психологічні особливості прояву егоцентризму в молодшому шкільному віці у взаємодії з ровесниками. Встановлено вплив особистісного егоцентризму на якості особистості молодшого школяра. Простежено динаміку та з’ясовано тендерні відмінності егоцентричної спрямованості особистості молодшого шкільного віку. За отриманими результатами дослідження розроблено та апробовано соціально-психологічний тренінг з розвитку механізмів рефлексії та емпатії як базових механізмів децентрації у молодшому шкільному віці. Ефективність програми тренінгу доведено позитивною динамікою показників особистісного егоцентризму молодших школярів експериментальної групи досліджуваних ua
dc.description.abstract The dissertation research is dedicated to studying the psychological peculiarities of egocentrism display by younger students in their interaction with persons of the same age. The nations of "egocentrism", "egocentrism orientation of a personality", "personal selfegocentrism" have been disclosed. The kinds, types and forms of psychological peculiarities of egocentrism display by younger students in their interaction with persons have been revealed. The impact of personal egocentrism on qualities of a young student personality has been established. The dynamic and gender differences of personal egocentric orientation of younger students have been investigated. According to the results of the scientific research, the socially- psychological training for the development of mechanisms of decentralization, reflexion and empathy for younger school age students in teaching and educational process has been worked out and approved. The effectiveness of the training programme has been proved by positive dynamic of personal egocentrism indices among younger students of the experimental group. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена изучению психологических особенностей проявления эгоцентризма младшего школьника в процессе взаимодействия со сверстниками, поиску путей и способов коррекции личностного эгоцентризма. В теоретической части работы проанализированы научные подходы к изучению проблемы эгоцентризма личности в зарубежной и отечественной психологии. Раскрывается специфика эгоцентризма как психологического явления, причины возникновения данного феномена. Установлено, что противоположной эгоцентрической направленности личности является децентрированая направленность. В работе выделены и описаны основные виды эгоцентризма: познавательный, когнитивный, интеллектуальный, вербальный, пространственный, социальный, поведенческий, моральный, коммуникативный, личностный, а также формы личностного эгоцентризма: экстравертированная и интровертированная. Рассматриваются психологические особенности эгоцентризма в младшем школьном возрасте, которые заключаются в следующем: эгоцентризм является специфической особенностью познавательной сферы в этом возрасте, его также связывают с возрастными особенностями развития ребенка, с учебной деятельностью, особенностями воспитания и характером взаимоотношений в семье, с социально-психологическим статусом в коллективе сверстников и с социально-психологическими качествами личности. Раскрыты основные причины эгоцентризма в этом возрасте - недостаточный опыт в умении учитывать точку зрения другого человека, недостаточно развитое воображение и небольшой опытобщения с окружающими людьми, особенно с ровесниками в сюжетно-ролевых играх или других формах и типах взаимодействия, определенна роль децентрации в преодолении эгоцентризма личности. Представлены результаты экспериментального исследования психологических особенностей эгоцентризма в младшем школьном возрасте. Исследование позволило установить, что личностный эгоцентризм оказывает влияние на взаимодействие и личностную сферу младшего школьника. При взаимодействии со сверстниками большая часть младших школьников проявляет сильную степень экстравертированной формы личностного эгоцентризма, что, в свою очередь, усложняет отношения между сверстниками и не способствует успешному выполнению ними совместного задания. С возрастом и приобретением младшими школьниками социально-психологической компетенции происходит снижение высокого уровня и стабилизация среднего уровня эготизма, что свидетельствует о контролировании испытуемыми своей эготической речи и выявлении внимания к личности собеседника. Выявлена достоверная связь между эготизмом и экстравертированной формой личностного эгоцентризма, их взаимозависимость. Для большинства младших школьников эгоцентризм на уровне семантики сознания личности проявляется на среднем уровне, это свидетельствует о том, что они не зациклены на собственном "Я". Изучение гендерных отличий показало, что среднеарифметическая величина эгоцентризма, которая отображает степень ориентации личности на себя, у девочек больше, чем у мальчиков на протяжении всего младшего школьного возраста. За результатами констатирующего эксперимента установлено, что эгоцентризм личности учеников начальной школы влияет на уровень их эмоциональной чувствительности и особенности эмоционального реагирования. Выявлено влияние личностного эгоцентризма на такие качества личности как: зависимость - независимость; оптимизм - пессимизм; ответственность - безответственность; практичность - непрактичность; уверенность - неуверенность; решительность — нерешительность. Установлена корреляционная связь между такими качествами личности младшего школьника как уверенность в себе, возбудимость, самоконтроль, независимость, нерешительность, непрактичность и личностным эгоцентризмом во время взаимодействия со сверстниками. В диссертационном исследовании разработана, апробирована и экспериментально проверена эффективность психокоррекционной программы социально-психологического тренинга направленного на развития рефлексии и эмпатии как базовых механизмов децентрации в учеников начальной школы. Тренинг включал в себя разнообразные активные методы и приемы работы: ролевые игры, психорисунок, психогимнастику, групповую дискуссию. Сравнительный анализ количественных и качественных психологических характеристик до и после проведения социально-психологического тренинга позволяет отметить позитивную динамику показателей эгоцентризма в экспериментальной группе учащихся в отличие от контрольной. В ходе формирующего эксперимента доказана эффективность использования тренинга, как одного из методов психокоррекции эгоцентризма, повышения эффективности взаимодействия младшего школьника со сверстниками ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject децентрація ua
dc.subject емпатія ua
dc.subject еготизм ua
dc.subject егоцентризм ua
dc.subject егоцентрична спрямованість особистості ua
dc.subject особистісний егоцентризм ua
dc.subject рефлексія ua
dc.subject decentralization ua
dc.subject egocentric position ua
dc.subject egocentrism ua
dc.subject egotism ua
dc.subject empation ua
dc.subject personal egocentric orientation ua
dc.subject personal selfegocentrism ua
dc.subject reflection ua
dc.subject децентрации ua
dc.subject личностный эгоцентризм ua
dc.subject личностный эгоцентризм ua
dc.subject эготизм ua
dc.subject эгоцентризм ua
dc.subject эгоцентрическая направленность личности ua
dc.subject эмпатия ua
dc.title Психологічні особливості прояву егоцентризму молодшого школяра у взаємодії з ровесниками ua
dc.title.alternative Psychological peculiarities of egocentrism display by younger students in their interaction with persons of the same age ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу