Дисертаційне дослідження присвячене вивченню психологічних особливостей прояву егоцентризму молодшого школяра у взаємодії з ровесниками.Розкрито зміст понять "егоцентризм", "егоцентрична спрямованість особистості,
"особистісний егоцентризм". Виявлено види, типи, форми, досліджено
психологічні особливості прояву егоцентризму в молодшому шкільному віці у
взаємодії з ровесниками. Встановлено вплив особистісного егоцентризму на якості
особистості молодшого школяра. Простежено динаміку та з’ясовано тендерні
відмінності егоцентричної спрямованості особистості молодшого шкільного віку.
За отриманими результатами дослідження розроблено та апробовано
соціально-психологічний тренінг з розвитку механізмів рефлексії та емпатії як
базових механізмів децентрації у молодшому шкільному віці. Ефективність
програми тренінгу доведено позитивною динамікою показників особистісного
егоцентризму молодших школярів експериментальної групи досліджуваних
The dissertation research is dedicated to studying the psychological peculiarities of
egocentrism display by younger students in their interaction with persons of the same
age. The nations of "egocentrism", "egocentrism orientation of a personality", "personal
selfegocentrism" have been disclosed. The kinds, types and forms of psychological
peculiarities of egocentrism display by younger students in their interaction with persons have been revealed. The impact of personal egocentrism on qualities of a young student personality has been established. The dynamic and gender differences of personal egocentric orientation of younger students have been investigated.
According to the results of the scientific research, the socially- psychological
training for the development of mechanisms of decentralization, reflexion and empathy
for younger school age students in teaching and educational process has been worked out and approved. The effectiveness of the training programme has been proved by positive dynamic of personal egocentrism indices among younger students of the experimental group.
Диссертация посвящена изучению психологических особенностей проявления эгоцентризма младшего школьника в процессе взаимодействия со
сверстниками, поиску путей и способов коррекции личностного эгоцентризма.
В теоретической части работы проанализированы научные подходы к
изучению проблемы эгоцентризма личности в зарубежной и отечественной
психологии. Раскрывается специфика эгоцентризма как психологического явления, причины возникновения данного феномена. Установлено, что противоположной эгоцентрической направленности личности является децентрированая направленность. В работе выделены и описаны основные виды эгоцентризма: познавательный, когнитивный, интеллектуальный, вербальный, пространственный, социальный, поведенческий, моральный, коммуникативный, личностный, а также формы личностного эгоцентризма: экстравертированная и интровертированная. Рассматриваются психологические особенности эгоцентризма в младшем школьном возрасте, которые заключаются в следующем: эгоцентризм является специфической особенностью познавательной сферы в этом возрасте, его также связывают с возрастными особенностями развития ребенка, с учебной деятельностью, особенностями воспитания и характером взаимоотношений в семье, с социально-психологическим статусом в коллективе сверстников и с социально-психологическими качествами личности. Раскрыты основные причины эгоцентризма в этом возрасте - недостаточный опыт в умении учитывать точку зрения другого человека, недостаточно развитое воображение и небольшой опытобщения с окружающими людьми, особенно с ровесниками в
сюжетно-ролевых играх или других формах и типах взаимодействия, определенна роль децентрации в преодолении эгоцентризма личности. Представлены результаты экспериментального исследования психологических особенностей эгоцентризма в младшем школьном возрасте. Исследование позволило установить, что личностный эгоцентризм оказывает влияние на взаимодействие и личностную сферу младшего школьника. При взаимодействии со сверстниками большая часть младших школьников проявляет сильную степень экстравертированной формы личностного эгоцентризма, что, в свою очередь, усложняет отношения между сверстниками и не способствует успешному выполнению ними совместного задания. С возрастом и приобретением
младшими школьниками социально-психологической компетенции происходит
снижение высокого уровня и стабилизация среднего уровня эготизма, что
свидетельствует о контролировании испытуемыми своей эготической речи и
выявлении внимания к личности собеседника. Выявлена достоверная связь между
эготизмом и экстравертированной формой личностного эгоцентризма, их
взаимозависимость. Для большинства младших школьников эгоцентризм на уровне семантики сознания личности проявляется на среднем уровне, это свидетельствует о том, что они не зациклены на собственном "Я". Изучение гендерных отличий показало, что среднеарифметическая величина эгоцентризма, которая отображает степень ориентации личности на себя, у девочек больше, чем у мальчиков на протяжении всего младшего школьного возраста. За результатами
констатирующего эксперимента установлено, что эгоцентризм личности учеников
начальной школы влияет на уровень их эмоциональной чувствительности и
особенности эмоционального реагирования. Выявлено влияние личностного
эгоцентризма на такие качества личности как: зависимость - независимость;
оптимизм - пессимизм; ответственность - безответственность; практичность -
непрактичность; уверенность - неуверенность; решительность — нерешительность. Установлена корреляционная связь между такими качествами личности младшего школьника как уверенность в себе, возбудимость, самоконтроль, независимость, нерешительность, непрактичность и личностным эгоцентризмом во время взаимодействия со сверстниками.
В диссертационном исследовании разработана, апробирована и экспериментально проверена эффективность психокоррекционной программы социально-психологического тренинга направленного на развития рефлексии и эмпатии как базовых механизмов децентрации в учеников начальной школы. Тренинг включал в себя разнообразные активные методы и приемы работы: ролевые игры, психорисунок, психогимнастику, групповую дискуссию. Сравнительный анализ количественных и качественных психологических характеристик до и после проведения социально-психологического тренинга позволяет отметить позитивную динамику показателей эгоцентризма в экспериментальной группе учащихся в отличие от контрольной. В ходе формирующего эксперимента доказана эффективность использования тренинга, как одного из методов психокоррекции эгоцентризма, повышения эффективности взаимодействия младшего школьника со сверстниками