Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Розвиток пізнавального інтересу учнів основної школи до вивчення математики засобами історії науки

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Шумигай, Світлана Миколаївна
dc.date.accessioned 2021-03-24T12:03:35Z
dc.date.available 2021-03-24T12:03:35Z
dc.date.issued 2013
dc.identifier.citation Шумигай, Світлана Миколаївна. Розвиток пізнавального інтересу учнів основної школи до вивчення математики засобами історії науки : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія та методика навчання (математика) / Шумигай Світлана Миколаївна ; [наук. керівник Бевз Валентина Григорівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2013. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/33523
dc.description.abstract Дисертація присвячена теоретико-експериментальному дослідженню проблеми розвитку пізнавального інтересу учнів основної школи до вивчення математики засобами історії науки. Висвітлено сутність поняття “пізнавальний інтерес”, виокремлено його види, функції, джерела збудження та розвитку; створено схематичну модель форм включення історико-математичного матеріалу у навчальний процес вивчення математики, означені критерії його відбору. Теоретично обґрунтовано й експериментально перевірено шляхи розвитку пізнавального інтересу учнів 5-9 класів у процесі навчання математики засобами історії науки; розроблено технологію впровадження цих способів і відповідні дидактичні й методичні матеріали. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена теоретико-экспериментальному исследованию проблемы развития познавательного интереса учеников основной школы к изучению математики средствами истории науки. В работе исследовано состояние изученности данной проблемы в психологопедагогической литературе, проанализированы основные подходы к определению понятия “познавательный интерес”, а именно: 1) направленности интереса на объект, 2) с позиции эмоций, 3) с позиции мотивации, 4) с позиции потребностей. Эти четыре подхода по определению понятия интерес показывают нс только понимание его сути, но и процесса его развития. Так, сначала у школьника возникает познавательная потребность, которая осознается им, после этого возникает внутренняя мотивация, которая и порождает возникновение познавательного интереса к учебной деятельности. В диссертации определены виды интереса, его функции. Установлено, что познавательный интерес является полифункциональным. Его функции тесно переплетаются и соотносятся с функциями процесса обучения школьников. При их реализации — ученик выступает субъектом обучающе-познавательной деятельности. В диссертационном исследовании определены источники формирования и нуги развития познавательного интереса учеников основной школы к изучению математики средствами истории пауки и составлена их схематическая модель. К ним мы относим: содержание учебного материала, а именно, рассмотрение нового в известном, достижений современной науки, наполнение его сведениями по истории математики, историческими задачами, софизмами, биографиями ученых; демонстрация практического значения и использования математического материала и др.; организацию процесса обучения, при которой происходит реализация принципов дидактики, в том числе принципа историзма и параллелизма Хекла, а также использование современных технологий обучения (использование компьютерных и интерактивных технологий обучения, в частности метода проектов, организации самостоятельной, групповой, поисковой деятельности и др.); личность учителя, который должен иметь высокий уровень сформированности профессиональной культуры (общей и интеллектуальной); личность ученика (уровень развития его личности, наличие собственного жизненного опыта, мотивов обучения, определенного уровня знаний, умений и навыков и др.). Интерес к познавательной деятельности стимулирует весь процесс обучения в школе и способствует лучшему усвоению знаний учащихся по математике. Поэтому рассматриваем познавательный интерес как отдельный вид интереса, а именно интерес к содержанию учебно-познавательной деятельности, к процессу приобретения знаний, к науке. История математики выступает одним из средств развития познавательного интереса учащихся основной школы при изучении ими математики. В работе рассмотрены проблемы использования исторических сведений в процессе изучения математики, создана схематическая модель форм включения историзмов как на уроках, так и па внеурочных занятиях, выделены критерии отбора этого материала. С учетом психофизиологических особенностей учащихся подросткового возраста и специфики обучения математики разработана методика системного использования исторических сведений в учебном процессе. Для проверки эффективности предложенной методики был проведен педагогический эксперимент. Для оценки уровня познавательного интереса были уточнены соответствующие критерии и показатели, относящиеся к каждому из трех выделенных уровней сформированности его компонент. Показано, что внедрение предложенных способов в практику обучения предметам естественноматематического цикла способствует повышению уровня познавательного интереса учащихся и положительно влияет на уровень их учебных достижений, осознанность и действенность знаний. В процессе апробации предложенных способов была разработана методика их применения в обучении. Создан комплект дидактических и методических материалов, которые могут быть использованы учителями, преподавателями высших педагогических учебных заведений в процессе подготовки будущих учителей математики, студентами при выполнении индивидуальных научноисследовательских заданий, написании дипломных и курсовых работ, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров. ua
dc.description.abstract Dissertation is devoted to theoretical and experimental study of the problem of cognitive interest of the elementary school pupils to study mathematics by the history of science. The paper discloses the gist of the concept of “cognitive interest”, its types, functions, sources and development. Dissertation produces schematic model of forms including material on the history of mathematics in teaching. Criterions of its selection were formulated. The development of cognitive interest of pupils in grades 5-9 learning mathematics by the history of science were theoretically and experimentally verified. The technology of introduction of these techniques and the relevant teaching and learning materials were developed. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject пізнавальний інтерес ua
dc.subject джерела розвитку пізнавального інтересу ua
dc.subject учні 5 - 9 класів ua
dc.subject професійна культура вчителя ua
dc.subject зміст матеріалу ua
dc.subject організація процесу навчання ua
dc.subject системне використання історизмів ua
dc.subject історія математики ua
dc.subject історія алгебри ua
dc.subject історія геометрії ua
dc.subject історичні довідки ua
dc.subject історичні задачі ua
dc.subject софізми ua
dc.subject позакласна робота ua
dc.subject математичні вечори ua
dc.subject ранки ua
dc.subject КВК ua
dc.subject математична газета ua
dc.subject навчальний процес в основній школі ua
dc.subject познавательный интерес ua
dc.subject источники развития познавательного интереса ua
dc.subject ученики 5 - 9 классов ua
dc.subject профессиональная культура учителя ua
dc.subject содержание материала ua
dc.subject организация процесса обучения ua
dc.subject системное использование историзмов ua
dc.subject исторические сведения ua
dc.subject исторические задачи ua
dc.subject софизмы ua
dc.subject история математики ua
dc.subject история алгебры ua
dc.subject история геометрии ua
dc.subject внеклассная работа ua
dc.subject математические вечера ua
dc.subject утренники ua
dc.subject педеля математики ua
dc.subject КВН ua
dc.subject математическая газета ua
dc.subject учебный процесс в основной школе ua
dc.subject cognitive interest ua
dc.subject the sources of the development of cognitive interest ua
dc.subject the pupils grades 5-9 ua
dc.subject the professional culture of the teacher ua
dc.subject the content of the material ua
dc.subject the organization of the learning process ua
dc.subject systematic use of historicism ua
dc.subject historical information ua
dc.subject historical problems ua
dc.subject sophistry ua
dc.subject the history of mathematics ua
dc.subject the history of algebra ua
dc.subject the history of geometry ua
dc.subject extracurricular work ua
dc.subject mathematical party ua
dc.subject mathematics week ua
dc.subject a mathematical newspaper ua
dc.subject the learning process in the elementary school ua
dc.subject.classification 373.5.016:51] :001 (091) ua
dc.title Розвиток пізнавального інтересу учнів основної школи до вивчення математики засобами історії науки ua
dc.title.alternative Развитие познавательного интереса учеников основной школы к изучению математики средствами истории науки ua
dc.title.alternative The development of cognitive interest of the elementary school students to the study of mathematics by the history of science ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу