Дисертація присвячена теоретико-експериментальному дослідженню проблеми розвитку пізнавального інтересу учнів основної школи до вивчення математики засобами історії науки. Висвітлено сутність поняття “пізнавальний інтерес”, виокремлено його види, функції, джерела збудження та розвитку; створено схематичну модель форм включення історико-математичного матеріалу у навчальний процес вивчення математики, означені критерії його відбору. Теоретично обґрунтовано й експериментально перевірено шляхи розвитку пізнавального інтересу учнів 5-9 класів у процесі навчання математики засобами історії науки; розроблено технологію впровадження цих способів і відповідні дидактичні й методичні матеріали.
Диссертация посвящена теоретико-экспериментальному исследованию проблемы развития познавательного интереса учеников основной школы к изучению математики средствами истории науки. В работе исследовано состояние изученности данной проблемы в психологопедагогической литературе, проанализированы основные подходы к определению понятия “познавательный интерес”, а именно: 1) направленности интереса на объект, 2) с позиции эмоций, 3) с позиции мотивации, 4) с позиции потребностей. Эти четыре подхода по определению понятия интерес показывают нс только понимание его сути, но и процесса его развития. Так, сначала у школьника возникает познавательная потребность, которая осознается им, после этого возникает внутренняя мотивация, которая и порождает возникновение познавательного интереса к учебной деятельности. В диссертации определены виды интереса, его функции. Установлено, что познавательный интерес является полифункциональным. Его функции тесно переплетаются и соотносятся с функциями процесса обучения школьников. При их реализации — ученик выступает субъектом обучающе-познавательной деятельности. В диссертационном исследовании определены источники формирования и нуги развития познавательного интереса учеников основной школы к изучению математики средствами истории пауки и составлена их схематическая модель. К ним мы относим: содержание учебного материала, а именно, рассмотрение нового в известном, достижений современной науки, наполнение его сведениями по истории математики, историческими задачами, софизмами, биографиями ученых; демонстрация практического значения и использования математического материала и др.; организацию процесса обучения, при которой происходит реализация принципов дидактики, в том числе принципа историзма и параллелизма Хекла, а также использование современных технологий обучения (использование компьютерных и интерактивных технологий обучения, в частности метода проектов, организации самостоятельной, групповой, поисковой деятельности и др.); личность учителя, который должен иметь высокий уровень сформированности профессиональной культуры (общей и интеллектуальной); личность ученика (уровень развития его личности, наличие собственного жизненного опыта, мотивов обучения, определенного уровня знаний, умений и навыков и др.). Интерес к познавательной деятельности стимулирует весь процесс обучения в школе и способствует лучшему усвоению знаний учащихся по математике. Поэтому рассматриваем познавательный интерес как отдельный вид интереса, а именно интерес к содержанию учебно-познавательной деятельности, к процессу приобретения знаний, к науке. История математики выступает одним из средств развития познавательного интереса учащихся основной школы при изучении ими математики. В работе рассмотрены проблемы использования исторических сведений в процессе изучения математики, создана схематическая модель форм включения историзмов как на уроках, так и па внеурочных занятиях, выделены критерии отбора этого материала. С учетом психофизиологических особенностей учащихся подросткового возраста и специфики обучения математики разработана методика системного использования исторических сведений в учебном процессе. Для проверки эффективности предложенной методики был проведен педагогический эксперимент. Для оценки уровня познавательного интереса были уточнены соответствующие критерии и показатели, относящиеся к каждому из трех выделенных уровней сформированности его компонент. Показано, что внедрение предложенных способов в практику обучения предметам естественноматематического цикла способствует повышению уровня познавательного интереса учащихся и положительно влияет на уровень их учебных достижений, осознанность и действенность знаний. В процессе апробации предложенных способов была разработана методика их применения в обучении. Создан комплект дидактических и методических материалов, которые могут быть использованы учителями, преподавателями высших педагогических учебных заведений в процессе подготовки будущих учителей математики, студентами при выполнении индивидуальных научноисследовательских заданий, написании дипломных и курсовых работ, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Dissertation is devoted to theoretical and experimental study of the problem of cognitive interest of the elementary school pupils to study mathematics by the history of science. The paper discloses the gist of the concept of “cognitive interest”, its types, functions, sources and development. Dissertation produces schematic model of forms including material on the history of mathematics in teaching. Criterions of its selection were formulated. The development of cognitive interest of pupils in grades 5-9 learning mathematics by the history of science were theoretically and experimentally verified. The technology of introduction of these techniques and the relevant teaching and learning materials were developed.