ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Косцова, Марія Вікторівна | |
dc.date.accessioned | 2021-02-04T12:50:15Z | |
dc.date.available | 2021-02-04T12:50:15Z | |
dc.date.issued | 2013 | |
dc.identifier.citation | Косцова Марія Вікторівна. Формування професійної рефлексії у студентів технічних спеціальностей : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 - педaгогічна та вікова психологія / Косцова Марія Вікторівна ; [наук. керівник Долинська Любов Василівна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2013. - 20 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/33129 | |
dc.description.abstract | Дисертація присвячена дослідженню проблеми формування професійної рефлексії в студентів технічних спеціальностей. Визначені основні підходи до вивчення проблеми професійної рефлексії, структура професійної рефлексії в студентів технічного напрямку підготовки (рефлексивність, професійні схильності, здатність до прогнозування, професійна ідентичність, професійні вміння й знання), рівні (високий, середній, низький) сформованості професійної рефлексії та недостатня динаміка в процесі професійної підготовки. Розроблена модель формування професійної рефлексії з виділенням мотиваційного, компетентного, прогностичного та рефлексивного блоків, які лягли в основу авторської програми формування професійної рефлексії, спрямованої на актуалізацію її структурних компонентів методами активного соціально-психологічного навчання. Результати апробації програми формування професійної рефлексії дозволяють рекомендувати її до використання у вищих навчальних закладах. | ua |
dc.description.abstract | Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования профессиональной рефлексии у студентов технических специальностей Результаты теоретического анализа литературы позволили определить профессиональную рефлексию как процесс реализации внутренней психической деятельности субъекта (студента) рефлексивной деятельности по отношению к психическим регуляторам профессиональной деятельности: образа самого субъекта и образа объекта деятельности. Структура профессиональной рефлексии студентов технических специальностей включает: рефлексивность, профессиональную направленность (профессиональные склонности в сферах: «Человек-Техника», «Человек-Знак», «Человек-Человек», мотивы обучения в ВУЗе), способность к прогнозированию, профессиональную идентичность и профессиональные знания и умения. Экспериментально доказано, что, в целом, в процессе получения высшего технического образования, профессиональная рефлексия формируется недостаточно. Позитивная динамика наблюдается только в процессе формирования прогностических способностей, профессиональных склонностей в сфере «Человек-Человек» и профессиональной направленности личности. Мотивация обучения до пятого курса снижается, не формируется позитивная профессиональная идентичность и рефлексивность как способность к рефлексивным действиям. Обобщение результатов экспериментального исследования позволило выделить три уровня развития профессиональной рефлексии у студентов - будущих инженеров: высокий, средний и низкий. Теоретическая модель формирования профессиональной рефлексии у студентов технического профиля подготовки включает четыре содержательных блока (мотивационный, компетентный, прогностический и рефлексивный) и направлена на актуализацию структурных компонентов исследуемого феномена. Разработанная на ее основе авторская программа социально-психологического тренинга с использованием рефлексивных практикумов и интерактивных упражнений оказалась эффективной для развития профессиональной рефлексии в целом. Основой для содержания рефлексивных практикумов были психологические регуляторы профессиональной деятельности инженеров, а именно профессиональные мотивы, профессиональная направленность, профессиональная идентичность, прогностические способности, и, в целом, личностная и профессиональная компетентности. Именно осознание всех выше перечисленных компонентов способствовало формированию профессиональной рефлексии у студентов технического направления подготовки. Важным элементом рефлексивного практикума, направленного на осознание компонентов профессиональной рефлексии, является вербализация с помощью психотерапевтических карт, помогающих участникам выходить в «рефлексивную позицию» с опорой на ассоциативно-метафорические образы. Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать вывод о значительном повышении в экспериментальной группе уровня развития профессиональной рефлексии. Следовательно, реализация разработанной программы позволила в целом решить задачу формирующего эксперимента: выявлены положительные сдвиги в актуализации и развитии всех компонентов профессиональной рефлексии. | ua |
dc.description.abstract | The thesis is devoted to the problem of formation of professional reflection in students of technical specialities. The basic approaches to the study of professional reflection, reflection in the structure of professional engineering speciality students (reflexivity, occupational aptitude, the ability to predict, professional identity, professional skills and knowledge), level (high, medium, low) formation of professional reflection and lack of dynamics during the higher education. The model of forming occupational reflection among students of technical specialties was developed. In this model 4 substantial ranges of issues were sorted out named as motivational, competent, prognostic and reflective that underlie in the author’s program. As a result, of author’s program of forming occupational reflection among students of technical specialities implementation and approbation were revealed positive changes in actualization and development of the next components as reflectivity, occupational orientation of personality, occupational identity and competence as well as ability to predict. This program can be used in higher technical educational institutions. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | рефлексивність | ua |
dc.subject | професійна рефлексія | ua |
dc.subject | структурні компоненти професійної рефлексії | ua |
dc.subject | індивідуальні ресурси професійної діяльності | ua |
dc.subject | професійна спрямованість | ua |
dc.subject | професійна ідентичність | ua |
dc.subject | професійна компетентність | ua |
dc.subject | прогностичні здібності | ua |
dc.subject | рефлексивность | ua |
dc.subject | профессиональная рефлексия | ua |
dc.subject | структурные компоненты профессиональной рефлексии | ua |
dc.subject | индивидуальные ресурсы профессиональной деятельность | ua |
dc.subject | профессиональная направленность | ua |
dc.subject | профессиональная идентичность | ua |
dc.subject | профессиональная компетентность | ua |
dc.subject | прогностические способности | ua |
dc.subject | reflectivity | ua |
dc.subject | occupational reflection | ua |
dc.subject | structural components of occupational reflection | ua |
dc.subject | individual resources of occupational activity | ua |
dc.subject | occupational orientation | ua |
dc.subject | occupational identity | ua |
dc.subject | occupational competence | ua |
dc.subject | prognostic abilities | ua |
dc.subject.classification | 159.955.4:159.99 | ua |
dc.title | Формування професійної рефлексії у студентів технічних спеціальностей | ua |
dc.title.alternative | Формирование профессиональной рефлексии у студентов технических специальностей | ua |
dc.title.alternative | Forming occupational reflection among students of technical specialties | ua |
dc.type | Other | ua |