Дисертація присвячена дослідженню концептосфери східних слов’ян, презентованої у пам’ятках писемності ХІ-ХVІІ ст. фаунонімами та концептуально суміжними з ними лексемами.
У науковій прані описано концептологічну модель східнослов’янської картини світу, яка включає фрагмент дійсності «фауна» у його зовнішній, соціальній, і внутрішній, психологічній, взаємодії з фрагментом «світ людини», а також досліджено у семантико-когнітивному аспекті архаїчні мовні одиниці як засоби презентації змісту концептів та категорій.
Моделювання дійсності передбачає наявність структурно бінарних концептів та категорій як ментально-почуттєвих єдностей фундаментальних семантичних опозицій. Пам’ятки східнослов’янської писемності ХІ-ХVІІ ст. фіксують багаточисельні приклади архаїчних лексем на позначення тварин та інших об’єктів дійсності у функції концептотвірних одиниць поверхневої структури концепту. Вивчення концептів та їх презентацій у діахронії сприяє більш глибокому пізнанню процесів формування і становлення концептуалізації етнічної та національної ментальності.
Обобщение и систематизация принципов и механизмов манифестации знаний в мышлении и языке применительно к фаунонимам доказывает возможность реконструкции общевосточнославянской концептуальной картины мира в совокупности се разноплановых фрагментов, центральными из которых являются взаимодействующие комплексы «человек» и «животное». Находящийся в культурном пространстве человек организует вокруг себя различные кониептосферы, включающие религиозные, естественнонаучные, бытовые и иные представления о действительности. Модели архаичных концептосфер воссоздают деятельность человека, а также его внутренний мир, спроецированный на моделируемые объекты. Фрагмент действительности «животный мир», органически вошедший в самые различные концептосферы, от сугубо материальных до идеальных, отражает глубинные связи человека с природой.
В диссертации предпринята попытка реконструкции концептолошчсской модели картины мира восточных славян XI—XVII вв., манифестирующей взаимоотношения человека и природы в рамках противопоставления ЧЕЛОВЕК - ЖИВОТНОЕ. Бинарный гиперконцент ЧЕЛОВЕК/ЖИВОТНОЕ и его субконцепты, сформированные на основе фундаментальных природных и культурных оппозиций универсального характера, исследуются с помощью семантико-когнитивного анализа лексем на культурологическом фоне истории восточнославянской общности.
Обращение в работе к концептам и категориям, выражающим представление человека о животном мире, неслучайно. Фрагмент действительности «животный мир» являлся одним из наиболее значимых отрезков реальности для древнего человека. Изучение развития концептуализации знаний необходимо начинать с истории формирования категорий и концептов прагматического характера. Именно такие ментальные комплексы явились основой создания лингвокультурных концептов, обобщающих опыт жизнедеятельности человека и представляющих как коллективное, так и индивидуальное сознание, особым образом отраженное в языке.
В настоящее время назрела необходимость выяснения вопроса: каким образом историческая лексика, активно участвующая в процессе концептуализации и членения действительности, отражает многовековые процессы познания мира и манифестирует действительность. В качестве иллюстративного материала, объясняющего механизмы «наивной» категоризации и концептуализации реальности, выбраны фаунонимы, так как результаты материальной деятельности людей, зафиксированные в номинациях животных, имеют непосредственное отношение к фактам духовной культуры. Фаунонимы понимаются как лексические единицы в первичном и вторичных значениях и их производные, называющие представителей фауны, а также отражающие различные процессы и состояния, связанные с жизнью животных и жизнедеятельностью людей, направленной на освоение природы. Концептуальный анализ предполагает выявление фаунистических сем, которые экстраполируют свое значение на информационное поле соответствующего концепта не только в семантической структуре фаунонимов, но и их концептуальных «партнеров». Концептуальные представления о животном мире отражают как зооморфную, так и антропоморфную картины мира. Номинированная фаунистическая система метафорически и метонимически передаст способ организации человеческого общества и его социального опыта.
Впервые историческая лексика презентирована как объект одновременного изучения сравнительно-исторического языкознания, лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. Привлечение когнитивного подхода к анализу языкового материала, очерченного конкретным хронологическим срезом ХІ-ХVІІ вв., позволяет представить экспликацию общей концептуально-языковой модели мира восточных славян, выделить когнитивно-языковые универсалии и специфические черты, ставшие в дальнейшем основой национальных картин мира украинцев, русских и белорусов.
В диссертации впервые определяются понятия «диахронический концепт», «синхронический концепт», «ахронический концепт». В связи с этим предлагается трехуровневая категоризации знания, предполагающая различные способы структурирования информации, репрезентируемые специфическими лексическими средствами. Введены новые термины, объединяющие классическую методику анализа исторической лексики и современные методы когнитивной лингвистики: «веерная модель концепта», «бинарный концепт» (описаны его типологические разновидности), «рефрейминг культурного контекста» и др. В работе впервые выделены сущностные признаки базовых единиц концептуальной картины мира восточнославянской общности на примере фрагмента действительности «фауна» в контексте антропоморфной картины мира, выявлены способы их вербализации,
обоснованы принципы и методы когнитивно-лингвистического изучения исторического языкового материала.
The dissertation studies the concept sphere of the Eastern Slavs, presented in the written records of the ХІ-ХVІІ cc. by faunonyms and conceptually related lexemes.
The research describes the conceptological model of the Eastern Slav world picture which includes the fragment of the reality «fauna» in its external, social, and internal, psychological, interaction with the fragment «human being word» and studies in the semantic-cognitive aspect the archaic linguistic units as a means of conceptual content presentation.
Reality modeling requires structural binary concepts and categories as mental- sensual unities of fundamental semantic oppositions. The Eastern Slav written records of the XI-XVII cc. state numerous examples of archaic lexemes denoting animals and other objects of the reality in the function of concept-forming units of surface concept structure. The study of concepts and their presentation in diachrony contributes to a deeper knowledge of the processes of conceptualization and development of ethnic and national mentality conceptualization.