Дисертаційне дослідження присвячене вивченню проблеми становлення професійної ідентичності майбутніх учителів у процесі професійно-педагогічної підготовки. У роботі представлено узагальнені результати теоретичного аналізу наукової літератури з проблем професійної ідентичності, особливостей становлення професійної ідентичності студентів-майбутніх учителів.
Виявлено рівні (статуси) розвитку (сформований, мораторій, невизначенийа [невизначений], нав’язаний), динаміку та особливості прояву структурних компонентів професійної ідентичності майбутніх учителів (когнітивного, мотиваційно-ціннісного, емоційно- вольового та діяльнісно-практичного) у процесі професійної підготовки. Встановлено, що чинниками розвитку професійної ідентичності майбутніх вчителів є формування їх особистішої зрілості (зокрема таких її окремих структурних компонентів як Я-концепція, мотивація досягнення та здатність до психологічної близькості з іншими людьми) та професійно-педагогічної спрямованості.
Експериментально доведено можливість розвитку професійної ідентичності майбутніх учителів у процесі професійно-педагогічної підготовки методами активного соціально-психологічного навчання. Обгрунтовано, розроблено та апробовано програму “Тренінгу розвитку професійної ідентичності майбутніх учителів”, спрямованого на формування структурних компонентів та чинників розвитку професійної ідентичності майбутніх вчителів.
Диссертационное исследование посвящено изучению проблемы становления профессиональной идентичности будущих учителей в процессе профессионально-педагогической подготовки. Осуществлен анализ основных теоретических подходов к проблеме профессиональной идентичности в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе, раскрыты особенности развития, функции, структура профессиональной идентичности.
Профессиональная идентичность рассматривается как сложный психологический феномен, включающий когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный и деятельностно-практический компоненты.
Период обучения в высшем учебном заведении рассматривается как сензитивный для формирования профессиональной идентичности.
Рассматривается проблема развития профессиональной идентичности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Делается вывод о том, что проблема развития профессиональной идентичности будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки недостаточно изучена, является социально значимой, что и определяет актуальность её исследования. Профессионально-педагогическая идентичность будущих учителей, по нашему мнению, это осознание своей принадлежности к профессии педагога, представление о своем соответствии требованиям профессии (определенные качества личности, знания, умения и навыки), а также согласование своей личности с профессиональным образом.
Обосновывается использование методов и конкретных методик для изучения уровней развития, динамики, статусов профессиональной идентичности будущих учителей в процессе обучения в высшем учебном заведении, приводятся результаты исследования уровней развития и динамики статусов профессиональной идентичности будущих учителей и результаты констатирующего эксперимента относительно особенностей проявления структурных компонентов профессиональной идентичности будущих учителей, выявлена связь исследуемого феномена с личностной зрелостью и профессионально-педагогической направленностью будущего специалиста. Делается вывод о том, что выявленные уровни статусов профессиональной идентичности у студентов не могут быть удовлетворительными, поскольку для большинства будущих учителей характерным является статус моратория профессиональной идентичности. Профессионально-педагогическая направленность и личностная зрелость будущих учителей рассматриваются как факторы развития профессиональной идентичности будущих учителей.
Представлено теоретическое обоснование построения формирующего эксперимента, процессуальные и содержательные аспекты программы по развитию профессиональной идентичности будущих учителей, анализируются количественные и качественные результаты апробации предложенной программы в учебно- воспитательном процессе.
Развитие профессиональной идентичности будущих учителей реализуется комплексным подходом, который направлен на непосредственное развитие структурных компонентов профессиональной идентичности и факторов
формирования — личностной зрелости и профессионально-педагогической направленности.
Доказано, что эффективным способом развития профессиональной идентичности является социально-психологический тренинг, позволяющий
одновременно как усовершенствовать структурные компоненты профессиональной идентичности, которые объективно поддаются формированию за относительно короткое время, и выступают профессионально значимыми для личности будущих учителей, так и формировать профессионально-педагогическую направленность и личностную зрелость.
Результатом внедрения тренинговой программы стало повышение уровней основных факторов развития профессиональной идентичности будущих учителей - личностной зрелости и профессионально-педагогической направленности, что в свою очередь привело к повышению статусов профессиональной идентичности будущих учителей.
The dissertation research is devoted of learning the problems of formation future teachers’ professional identity in the process of professional-pedagogical training. The general results of theoretical analysis of scientific literature from the problem of professional identity, the peculiarities of formation students-future teachers’ professional identity are represented in the work.
The levels (statuses) of development (formed, moratorium, indeterminate, imposed), dynamics and peculiarities of display of separate structural components (cognitive, motivational-valued, emotional-volitional and active-practical) future teachers’ professional identity are determined in the process of training. It is established that mechanisms of development future teachers’ professional identity is formation of their personal maturity (in particular such as its separate structural components as I-concept, motivation of achievement and ability for psychological intimacy with other people) and professional- pedagogical direction.
It is proved experimentally possibility of developing future teachers’ professional identity in the process of professional-pedagogical training by the methods of active social- psychological studying. It is substantiated, developed and approved the programme “Training of developing future teachers’ professional identity”, which is directed on the formation structural components and factors of future teachers’ professional identity development.