В умовах сьогодення актуальним є підготовка компетентного, кваліфікованого і конкурентоспроможного фахівця, здатного до ефективної адаптації в мінливих умовах сучасного суспільства. Незважаючи на низку позитивних зрушень на сьогодні в Україні суттєвої оптимізації потребує система професійної підготовки майбутніх магістрів фізичної культури і спорту з урахуванням конструктивних ідей зарубіжного досвіду на засадах збереження вітчизняних традицій. У статті розглянуто особливості підготовки магістрів фізичної культури і спорту у закладах вищої освіти Китаю, урядом якого взятий курс на приведення системи освіти до міжнародних стандартів. Проаналізовані освітні програми, визначені основні підходи до організації підготовки магістрів в Уханьському університеті спорту як одному з провідних університетів у сфері фізичного виховання і спорту Китаю. З’ясовано, що у китайських закладах вищої освіти освітні програми з фізичної культури і спорту переорієнтовано на суттєве збільшення частки освітнього компонента, особливо це стосується проведення практичних фізкультурно-спортивних занять. Магістранти повинні опанувати основні теорії спортивної підготовки, спортивну науку про людину, фізичне виховання та спорт; отримати знання гуманітарних та соціологічних наук, розуміння проблематики досліджень у галузі спорту, оволодіти теоретичними знаннями та практичними навичками спортивної підготовки. Вважаємо, що можлива вибіркова трансляція закордонної системи на вітчизняну модель функціонування закладів вищої освіти, які здійснюють підготовку кадрів для сфери фізичної культури і спорту; партнерські відносини із закладами закордонного освітнього простору, зокрема розширення доступу до сучасних освітніх інновацій, сприятимуть підвищенню ефективності вищої освіти магістрів фізичної культури і спорту в Україні.
В современных условиях актуальной является подготовка компетентного, квалифицированного и конкурентоспособного специалиста, способного к эффективной адаптации в меняющихся условиях современного общества. Несмотря на ряд положительных тенденций в образовании сегодня в Украине существенной оптимизации требует система профессиональной подготовки будущих магистров физической культуры и спорта с учетом конструктивных идей зарубежного опыта на основе сохранения отечественных традиций. В статье рассмотрены особенности подготовки магистров физической культуры и спорта в учреждениях высшего образования Китая, правительством которого взят курс на приведение системы образования к международным стандартам. Проанализированы образовательные программы, определены основные подходы к организации подготовки магистров в Уханьском университете спорта как одном из ведущих университетов в области физического воспитания и спорта Китая. Установлено, что в китайских заведениях высшего образования образовательные программы по физической культуре и спорту переориентированы на существенное увеличение доли образовательного компонента, особенно это касается проведения практических физкультурно-спортивных занятий. Магистранты должны освоить основные теории спортивной подготовки, спортивную науку о человеке, физическом воспитании и спорте; получить знания гуманитарных и социологических наук, понимание проблематики исследований в области спорта, овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками спортивной подготовки. Считаем, что возможна выборочная трансляция зарубежной системы на отечественную модель функционирования высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сферы физической культуры и спорта; партнерские отношения с учреждениями зарубежного образовательного пространства, в частности расширение доступа к современным образовательным инноваций, будут способствовать повышению эффективности высшего образования магистров физической культуры и спорта в Украине.
In the current context preparing a competent, qualified and competitive professional, capable of effective adapting to the changing conditions of modern society is relevant. Despite some positive developments, the system of vocational training for future masters of physical culture and sport requires substantial optimization, taking into account constructive ideas of foreign experience based on preserving national traditions. The article deals with special peculiarities of preparing masters in physical culture and sport at higher educational institutions of China, whose government has taken a course to bring the educational system to international standards. The educational programs are analyzed, the main approaches to the organization of preparing masters in Wuhan University of Sports, as one of the leading universities in the field of physical education and sport of China, are determined. It has been found that in the Chinese higher educational institutions, physical education and sports educational programs are focused on a significant increase in the share of the educational component, especially in the field of practical preparation. Undergraduate students must master basic theories of sports training, sports science of a man, physical education and sport to acquire knowledge of the humanities and sociology, understanding the problems of research in the field of sport, to acquire theoretical knowledge and practical skills of sports training. We believe that it is possible to selectively implement the foreign system to the domestic model of functioning of higher educational institutions. They provide preparation for the field of physical culture and sport; partnerships with institutions of foreign educational area, in particular the expansion of access to modern educational innovations, will help to increase the efficiency of higher education of masters of physical culture and sport in Ukraine.