У статті обґрунтовано необхідність зміни стандартних підходів до організації освітнього процесу в початковій школі та підвищення рухової активності молодших школярів в умовах шкільного навчання. Проаналізовано ефективність існуючих традиційних та інноваційних здоров’язбережувальних, здоров’яформувальних та оздоровчих методик, що застосовуються у початковій школі. Розкрито зміст, принципові особливості педагогічної технології забезпечення здоров’язбережувальної рухової активності учнів молодших класів «Навчання в русі» в умовах шкільного середовища, розробленої професором О.Д. Дубогай. Встановлено, що основна ідея «Навчання в русі» полягає у застосуванні у початковій школі нетрадиційних інтегрованих форм та способів засвоєння навчального матеріалу на основі запропонованих вчителем завдань рухово-творчого відображення дітьми сутності предметів, процесів та явищ, що вивчаються. Ключова особливість запропонованої педагогічної технології визначається якісною зміною в методиці управління навчальною діяльністю школярів шляхом застосування на уроках рухово-ігрових завдань за рахунок забезпечення наочно-образного, наочно-рухового, асоціативно-динамічного сприйняття інформації під час пізнавальної діяльності та паралельного зменшення статичного компоненту урочної форми навчання. Визначено, що реалізація технології «Навчання в русі» включає безпосереднє впровадження здоров’язбережувальної рухової активності у навчальну діяльність учнів початкової школи під час вивчення шкільних предметів, заходи щодо формування постави, культури дихання, організацію активного дозвілля із залученням батьків, а також застосування «Щоденника розвитку та здоров’я учнів» для вивчення стану та динаміки психофізичного розвитку організму, що дозволяє диференціювати обсяг навчального навантаження, оптимізувати темпи його засвоєння.
В статье обоснована необходимость изменения стандартных подходов к организации образовательного процесса в начальной школе и повышения двигательной активности младших школьников в условиях школьного обучения. Проанализирована эффективность существующих традиционных и инновационных здоровьесберегающих, здоровьеформирующих и оздоровительных методик, применяемых в начальной школе. Раскрыты содержание, принципиальные особенности педагогической технологии обеспечения здоровьесберегающей двигательной активности учащихся младших классов «Обучение в движении» в условиях школьной среды, разработанной профессором А. Д. Дубогай. Установлено, что основная идея «Обучения в движении» состоит в применении в начальной школе нетрадиционных интегрированных форм и способов усвоения учебного материала на основе предложенных учителем заданий двигательно-творческого отражения детьми сути изучаемых предметов, процессов и явлений. Ключевая особенность предложенной педагогической технологии определяется качественным изменением в методике управления учебной деятельностью школьников путем применения на уроках двигательно-игровых заданий за счет обеспечения наглядно-образного, наглядно-двигательного, ассоциативно-динамического восприятия информации во время познавательной деятельности и параллельного уменьшения статического компонента урочной формы обучения. Определено, что реализация технологии «Обучение в движении» включает непосредственное внедрение здоровьесберегающей двигательной активности в учебную деятельность учащихся начальной школы при изучении школьных предметов, мероприятия по формированию осанки, культуры дыхания, организацию активного досуга с привлечением родителей, а также применение «Дневника развития и здоровья учеников» для изучения состояния и динамики психофизического развития организма, что позволяет дифференцировать объем учебной нагрузки, оптимизировать темпы его усвоения.
The article substantiates the need to change the standard approaches to the organization of the educational process in elementary school and to increase the motor activity of primary schoolchildren in school. The effectiveness of existing traditional and innovative health-saving, health-forming and health-improving methods used in elementary school is analyzed. The content and fundamental features of the pedagogical technology for ensuring health-saving physical activity of elementary school students "Learning in Motion" in the school environment developed by Professor О.D. Dubohai. It has been established that the main idea of “Learning in motion” is to use non-traditional integrated forms and methods of learning material in elementary schools on the basis of the tasks of motor-creative reflection by children of the essence of the studied objects, processes and phenomena offered by the teacher. A key feature of the proposed pedagogical technology is determined by a qualitative change in the methodology of managing the educational activity of schoolchildren due to the use of motor-game tasks in the classroom due to the provision of visual-figurative, visual-motor, associative-dynamic perception of information during cognitive activity and parallel reduction of the static component of the lesson form learning. It has been determined that the implementation of the “Learning in Motion” technology includes the direct implementation of health-saving physical activity in the educational activities of elementary school students in the study of school subjects, activities for the formation of posture, breathing culture, the organization of active leisure with the involvement of parents, as well as the use of the "Student Development and Health Diary" for studying the state and dynamics of the psychophysical development of the body, which allows us to differentiate the volume of the training load, to optimize the rate of assimilation.