У дисертації, присвяченій вивченню впливу психолого-педагогічних чинників на розвиток духовного потенціалу в юнацькому віці, здійснено теоретичний аналіз наукових підходів дослідження проблеми в зарубіжній та вітчизняній психології; визначено сутність поняття «духовний потенціал особистості юнацького віку»; теоретично обґрунтовано психолого-педагогічні чинники його розвитку. Експериментально досліджено вплив психологічних та педагогічних чинників на особливості розвитку духовного потенціалу в юнацькому віці у школярів та студентів різних регіонів України. Визначено показники та рівні (високий, середній, низький) розвитку зазначеного феномену. Обгрунтовано, розроблено та доведено ефективність авторської програми психолого-педагогічного супроводу з розвитку духовного потенціалу в юнацькому віці шляхом цілеспрямованої актуалізації психолого-педагогічних чинників. Розроблено методичні рекомендації викладачам, кураторам щодо розвитку духовного потенціалу в період юнацького віку.
Диссертация посвящена изучению психолого-педагогических факторов развития духовного потенциала в юношеском возрасте. В работе представлен теоретический анализ концептуальных подходов исследуемого феномена с учётом междисциплинарных теоретических и эмпирических исследований. Определена сущность понятия «духовный потенциал личности юношеского возраста»; теоретически обоснованы психолого-педагогические факторы его развития в юношеском возрасте. Результаты теоретического изучения проблемы позволяют рассматривать духовный потенциал юношеского возраста как личностное свойство, которое интегрирует отношение юноши к другому человеку как к самоценности, творческий и альтруистичнее направленный характер его жизнедеятельности, духовно-творческую активность личности и ориентацию на высокие морально-эстетические общечеловеческие ценности. На основе обобщения научных положений представлена теоретическая модель психолого-педагогических факторов развития духовного потенциала личности юношеского возраста. К психологическим факторам отнесено: смысложизненные ориентации, духовно-моральные ценности, социальную потребность жить для других, компоненты и качества личностной зрелости. Педагогическим фактором выступает воспитательное влияние социальной среды микро-и макроуровней. Экспериментально исследовано влияние психологических и педагогических факторов на особенности развития духовного потенциала в юношеском возрасте у школьников и студентов двух регионов Украины - Запорожья и Волыни. Выявлены критерии, уровни (высокий, средний, низкий) и количественные показатели духовного потенциала в юношеском воздаете. Проведен количественный и качественный анализ исследуемых психолого-педагогогических факторов (смысложизненных ориентаций, духовно моральных ценностей, социальной потребности жить для других, компонентов и качеств личностной зрелости), которые определяют развитие духовного потенциала. Проведенный констатирующий эксперимент позволил говорить о том, что развитие духовного потенциала в юношеском возрасте определяется комплексом взаимосвязанных психологических и педагогических факторов. И имеет резервы развития. В ходе формирующего эксперимента доказана эффективность использования авторской программы развития духовного потенциала в юношеском воздаете путем целенаправленной актуализации действия выявленных факторов развития. Данные исследования убеждают в необходимости организованного психолого-педагогического сопровождения развития духовного потенциала, направленного на активизацию ценностносмысловой сферы студентов. Разработаны методические рекомендации преподавателям, кураторам относительно развития духовного потенциала в период юношеского возраста.
The dissertation deals with the study of psychological and pedagogical factors influenced on the spiritual development of a personality’s potential at young age. Different scientific approaches to the researched problem in foreign and native psychology have been theoretically analyzed; the essence of the concept “spiritual potential of a personality at young age” has been revealed; the psychological and pedagogical factors of its development have been substantiated. The influence of psychological and pedagogical factors on the peculiarities of schoolchildren and students' spiritual potential development at young age has been experimentally tested in different Ukrainian's regions. The indexes and levels (high, middle, low) of the studied phenomenon have been exposed. The efficiency of psychological and pedagogical supplementary author's program aimed at the development of spiritual potential at young age have been worked out and substantiated by setting actual psychological and pedagogical factors. The methodical recommendations for spiritual potential development at young age have been created for teachers and tutors.