У дисертації досліджений філософсько-культурологічний ракурс проблеми міста, яке запропоновано розглядати як поняття, що передбачає специфічну організацію культурного простору, який характеризується інтенсивним товарообміном, високою щільністю заселення території по відношенню до середньостатистичного рівня даної культури, а також високий ступінь соціальної стратифікації. Отже, місто можна розглядати як чинник переходу людини до рівня цивілізації. У значенні культурної універсалії місто означає впорядкований людиною дисциплінарний простір, який наділений високим культурним статусом, отже, є носієм високої культури, що передбачає секуляризацію культурного простору при виокремленні таких тенденцій, як раціоналізація та естетизація життєсвіту людини (в цьому сенсі місто виступає культурним тлом породження філософії та мистецтва, міра диференціації яких залежить від конкретно-історичної форми міської культури). Проаналізована специфіка синтезу культурних форм в історичних трансформаціях міста. Античний поліс як перша культурна модель міста в історії західноєвропейської культури репрезентує якісну відмінність античної культури від інших світів та цивілізаційний статус демократичного синойкізму. Статус міста як культурної домінанти та носія високої культури зберігається і для сучасного західного урбаністичного середовища, що виступає концентратором нерівномірності культурного розвитку. Третій етап розвитку європейського міста становить трансформація міста у мегаполіс, що релятивізує настанови класичної культури. Доводиться, що в умовах постмодерністської ситуації мультикультуризму місто включає тотальну елімінацію меж повсякденності/високої культури, що спричинює втрату елітарності доступу до інформації. Відбувається трансформація міста у мегаполіс, що втілює «квазі міський спосіб життя».
В диссертации исследован философско-культурологический ракурс проблемы города, который предложено рассматривать как понятие, которое предусматривает специфическую организацию культурного пространства, характеризующее интенсивным товарообменом, высокой плотностью заселения территории по отношению к среднестатистическому уровню данной культуры, а также высокой степенью социальной стратификации. В этом контексте город можно рассматривать как критерий перехода человека к уровню цивилизации (в эволюционистском смысле этого термина). В значении культурной универсалии город означает упорядоченное человеком дисциплинарное пространство, которое наделено высоким культурным статусом, следовательно, является носителем высокой культуры, предусматривающей секуляризацию культурного пространства при выделении таких тенденций, как рационализация и эстетизация жизни человека (в этом смысле город выступает культурным фоном порождения философии и искусства, мера дифференциации которых зависит от конкретно-исторической формы городской культуры). Сложность организации культурного пространства города предусматривает невозможность постижения его природы с позиции одной науки, а потому возникает необходимость междисциплинарного подхода к пониманию этой проблемы. В диссертации предложен целостный историкокультурологический подход к пониманию города, который выходит за рамки рассмотрения данного феномена как социологической единицы, а репрезентирует его измерение как носителя форм культурного синтеза. Именно в этом контексте раскрывается семиотический анализ таких архаичных образов урбанистической среды, как город-дева и город-блудница, значение мифологемы близнецов-героев как легендарных основателей города. Формирование культурного пространства города происходит как модель очеловечивания природы, создания «второй природы». Оппозиции «природа -культура», «космос - хаос» становятся ключевыми для понимания города как культурной универсалии. Проанализирована специфика синтеза культурных форм в исторических трансформациях города. Античный полис как первая культурная модель города в истории западноевропейской культуры репрезентует собой качественное отличие античной культуры от других миров и демонстрирует цивилизационный статус демократического синойкизма. Своеобразие античного города становится формой доминирования демократической культуры. Для объединения демоса необходимо культивирование особенного духа города, который позволяет сформировать единство в прочтении и интерпретации всех культурных символов. Обосновывается, важность для античной цивилизации города как формы организации культурного пространства, поскольку даже его внешние параметры (размер, численность, место расположения) становятся предметом философской рефлексии. Стратегии рационализации и эстетизации полисной культуры призваны подчеркнуть исключительность древнего города, что обуславливает специфику синтеза культурных форм Античности: полис становится «родиной философии» и античного театра. Сохранение культурной доминанты города как носителя высокой культуры сохраняется и для современной западной урбанистической среды, которая выступает концентратором неравномерности культурного развития. Тотальность городской культуры приводит к появлению качественно нового социокультурного феномена - урбанизации, которая не исчерпывается массовым переселением в город, но порождает новый способ организации культурного пространства, характеризующийся разрывом публичного и частного, дифференциацией сфер работы, проживания и отдыха. Третий этап развития европейского города представляет собой трансформацию города в мегаполис, что релятивизирует установки классической культуры. Доказано, что в условиях постмодернистской ситуации мультикультуризма город оказывается включенным в тотальную элиминацию границ повседневности высокой культуры, которая сопровождается утратой элитарного характера доступа к информации. Происходит трансформация города в мегаполис, который воплощает «квази городской образ жизни».
The cultural and philosophical aspect of the problem is researched in the dissertation, which is proposed to consider as a concept that involves a specific organization of cultural space, characterized by intensive exchanges and high-density population of area in comparison to the average level of that culture, and high degree of social stratification. So the city can be considered as a criterion for transition to the level of human civilization (in the evolutionary sense of the term). As the cultural universal city means a human ordered disciplinary space that is endowed with high cultural status, therefore, it is the bearer of highly developed culture that provides the secularization of the cultural space of such the distinguishing trends as the rational and aesthetic reshape of man world’s life (in this sense, the city is the cultural background of philosophy and art, a measure of differentiation of which depends on the concrete historical forms of urban culture). The peculiarity of cultural forms synthesis during historical transformations of the city is analyzed. Antique policies as the first cultural model of city in the history of Western culture represents a qualitative difference of antique culture from other ancient civilizations and worlds as well as civilization status of democratic neighbourhood (synoykia). Preservation of cultural dominant of city as representative of high culture is kept for modern Western urban environment, which is the hub of uneven cultural development. The third stage of European cities development is the transformation of city in metropolis which makes relative the guidelines of classical culture. It is proved that in post modern multicultural situation city is included in total elimination of borders between everyday life and high culture which causes the loss of elite access to information. The transformation of city in metropolis embodies the quasi-urban life.