Дисертацію присвячено дослідженню проблеми забезпечення соціально- правового захисту старшокласників в умовах загальноосвітньої школи. У результаті аналізу історичного та педагогічного досвіду визначено передумови соціально-правового захисту дітей у сучасній Україні; розкриваються особливості та основні завдання соціально-правового захисту сучасного дитинства; проаналізовано чинну нормативно-правову базу у цій сфері.
Обгрунтовані та експериментально перевірені соціально-педагогічні умови оптимального забезпечування та реалізації прав старшокласників у сучасній загальноосвітній школі. Зроблено системний аналіз соціально-правового захисту старшокласників як педагогічного явища із виділенням компонентів його реалізації (“інформаційний”, “просвітницько-репродуктивний”, “прояв рівнів активної діяльності”). Визначені перспективи і завдання освіти та виховання школярів у соціально-правовому аспекті. Розроблені оптимальні соціально-педагогічні технології для учнів старших класів та вчителів загальноосвітніх шкіл з проблеми соціально-правового захисту дітей (тренінги, факультативи, навчальні курси).
Диссертация посвящена исследованию проблемы создания педагогических условий для обеспечения социально-правовой защиты школьников в общеобразовательной школе, в частности старшеклассников. Работа содержит комплексный анализ теоретических и практических вопросов, оригинальных социально-педагогических технологий, направленных на создание социально-педагогических условий обеспечения социально-правовой защиты детей в школе. С этой целью рассмотрен исторический и педагогический опыт Украины и передовых зарубежных стран при решении данных вопросов, а также проанализирована действующая нормативно-правовая база в сфере данного исследования.
В диссертации определены предпосылки социально-правовой защиты детей в современной Украине; раскрываются особенности и основные задачи, специфика социально-правовой защиты современного детства. Раскрыты теоретические основы социально-правовой защиты детей как педагогического феномена. Характеризуется влияние педагогических условий воспитания в общеобразовательной школе на формирование личностных качеств, социализацию учащихся старших классов и соответствие этих условий требованиям Конвенции ООН о правах ребёнка, Закона Украины “Об охране детства” и др.
В следствии анализа категорий и понятий правовой и социальной защиты ребенка («социальная защита детей», «правовая защита детей», «детство», «правовая культура», «права ребенка»), даётся определение социально-правовой защите детей - это комплекс государственных мероприятий по законодательному и социальному закреплению прав детей, необходимость первоочередного внимания к их физическому и духовному развитию, гарантирование личных прав детей, прав в семье и обществе.
Рассмотрены позиции учёных относительно понятий правовое воспитание, правосознание, социально-правовое образование, правовое поведение. Также автором утверждается мысль о том, что детей следует рассматривать в качестве субъекта права на воспитание, в то время как традиционно его считают объектом.
Обоснованны и экспериментально проверены социально-педагогические условия оптимального обеспечения и реализации прав старшеклассников в общеобразовательной школе: гуманизация воспитательной системы, действие субъект-субъектных отношений; развитие личностно-творческого потенциала учителя и детей, личностно-ориентированного воспитания, стремления учителей развивать и укреплять у детей осознание «Я личности».
Осуществлён системный анализ социально-правовой защиты старшеклассников как педагогического явления с выделением компонентов ее реализации (“информационный”, “просветительско-репродуктивный”, “проявление уровня активной деятельности”).
Разработаны экспериментальные задания для подготовки учителей, социальных педагогов, классных руководителей к деятельности по обеспечению социально-правовой защиты старшеклассников. Предложены новые технологии работы: обучающий курс “Права детей в современном мире”, программа факультатива “Социально-педагогические условия обеспечения правовой защиты детей”. Предлагается новый подход к структуре и содержанию подготовки учителей - методика включения старшеклассников в активную социально-правовую деятельность, в частности, участие в тренингах: “Я имею право на образование”, “Я имею право на здоровье”, “Я имею право на полноценное питание”. Такая активная позиция старшеклассников в эксперименте, делает его личностно-значимым для детей и показательным в плане организации взаимодействия учеников и педагогов.
В работе делается акцент на том, что для создания эффективных условий правового воспитания учащихся, в первую очередь, необходимо предоставить надлежащую социально-правовую информацию учителям, что подкрепляется результатами проведенных опросов, бесед, наблюдений. Результаты экспериментов наглядно поданы в схемах, таблицах, диаграммах.
The dissertation is devoted to research on a problem of provision oi High school students social right protection in comprehensive school. As a result oi the analysis of
historical, legislative and pedagogical experience the preconditions of social right protection of children in modem Ukraine are determined; specifics and basic objectives of contemporary Ukraine’s children are revealed; operating legislative norms regulating the sphere are analyzed. Social and pedagogical condition of contemporary comprehensive high school students’ rights provision are theoretically grounded and experimentally tested.
The systemic analysis of high school students social right protection as a pedagogical phenomenon been carried out; such components of its realization as “informative”, “educative-reproductive”, “active implementation” are outlined . Perspective and tasks of education and bringing up in social right context are determined. Optimal social and pedagogical technologies are worked out for High School Students and comprehensive School Teachers; the technologies touch upon the problem of children social right protection (such as training sessions, extracurricular classes, educative courses).