Дисертацію присвячено проблемі гармонізації Я-концепції особистості майбутніх практичних психологів у процесі професійної підготовки. Розкрито значення Я-концепції особистості в контексті підготовки майбутнього фахівця у галузі практичної психології; виявлено показники та особливості Я-концепції особистості студентів у процесі навчання у вузі; обгрунтовано можливість гармонізації Я-концепції особистості на основі активізації у студентів процесів самопізнання, самоаналізу та саморегуляції; сформульовано теоретичні положення, що лежать в основі формування позитивної Я-концепції особистості майбутніх практичних психологів, а саме: орієнтація на цінність особистісного досвіду як важливого компонента змісту7 освіти, активізація суб’єктностіяк умова становлення зрілої особистості, стимуляція осмисленого учіння в навчальній діяльності, реалізація суб’єкт-суб’єктної взаємодії викладачів і студентів у навчально-виховному процесі. Створено та апробовано концептуальну психолого-педагогічну модель особистісної підготовки майбутніх практичних психологів, яка включає систему організації роботи щодо гармонізації Я- концепції особистості майбутніх практичних психологів.
В работе отражены положения зарубежной гуманистической психологии о сущности личности и активизации личностного потенциала, отечественные концептуальные положения развития и формирования личности, исследования процесса профессионального становления личности психолога. В диссертации систематизирована, расширена и углублена информация о сущности и индивидуальных особенностях феномена Я-концепции. Я-концепция рассматривается как динамическая совокупность установок личности, которые проявляются во взаимосвязи когнитивных, эмоционально-оценочных и интерактивных особенностей. В работе раскрывается значение Я-концепции личности в контексте подготовки будущего специалиста в области практической психологии. С целью экспериментального исследования сформулировано рабочее определение Я-концепции личности как сложной динамической системы представлений личности о себе, показателями которой являются особенности самооценки, внутриличностных проблем, уровень самоуважения, субъективного контроля, личностной тревожности.
В работе обоснована возможность гармонизации Я-концепции личности студента на основе активизации процессов самопознания, самоанализа и саморегуляции. Сформулированы теоретические положения, лежащие в основе формирования позитивной Я-концепции личности будущих практических психологов, а именно: ориентация на ценность личностного опыта как важного компонента сущности образования; активизация субъектности как условия становления зрелой личности; стимуляция осмысленного учения; реализация субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов в учебно- воспитательном процессе.
В экспериментальной части работы исследованы особенности Я-концепции личности студентов-первокурсников, динамика Я-концепции личности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки, определены показатели и группы студентов с разными особенностями Я-концепции. Результаты анализа экспериментального исследования показали, что наиболее численной является группа студентов с негативной Я-концепцией личности.
В диссертации также разработано концептуальную психолого-педагогическую модель личностной подготовки практических психологов. Система организации работы с целью гармонизации Я-концепции личности будущих практических психологов включает следующие взаимосвязанные направления: деятельность психологической службы, которая функционирует в вузе; использование психологии как средства самопознания и саморазвития; организация самостоятельной работы студентов; система учебных практик. Основой этой системы является субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и студентов. Гармонизация Я-концепции личности будущих практических психологов должна осуществляться в разных формах и видах учебно-воспитательной работы, которые тесно взаимосвязаны.
Экспериментальная работа с будущими практическими психологами
способствовала гармонизации их Я-концепции. Получены данные, которые подтверждают, что гармонизация Я-концепции личности будущих практических психологов в условиях обучения в вузе связана с ориентацией учебного процесса на личностно ориентированную модель с использованием её возможностей в активизации процессов самопознания и саморазвития. На основе материалов диссертации разработаны методические рекомендации преподавателям высших учебных заведений и практическим психологам образования относительно оптимизации условий становления личности практического психолога.
The thesis is dedicated to the problem of harmonization of a Self-Awareness Concept of the future Practical Psychologists in the process of their professional training. There is formulated the importance of a Self-Awareness concept in the context of training of the future specialist in the field of Practical Psychology; there are determined the indicators and peculiarities of a Self-Awareness Concept of students during their studies in the College; founded the possibility of harmonization of a Self-Awareness Concept on the basis of activization of processes of self-study, self-analysis and self- regulation of the students; there are formulated theoretical postulates that lay in the basis of formation of Positive Self-Awareness concept of the future psychologist, namely, orientation at the value of personal experience as an important component of the contents of studies, activization of subjectiveness as a condition for establishment of a developed personality, stimulation of comprehensive studying during educational activity, realization of subject-to-subject interrelation between teachers and students during educational and upbringing process. There was created and tested a conceptual Psychological and Pedagogical model for individual education of practical psychologists that includes the system of organization of work concerning harmonization of a Self- Awareness Concept in future practical Psychologist.