Дисертація присвячена дослідженою аксіологічних вимірів людського буття в японській культурній традиції в межах соціально-філософського аналізу. Встановлено, що аксіологічна думка в східній парадигмі культури не є аксіологією в сучасному європейському значенні слова: японська духовнокультурна традиція не оперує поняттям цінності взагалі, цінності як такої, не осмислює статус цінності, можливості її обгрунтування, способи пізнання, не вибудовує типології або класифікації цінностей. Доведено, що феномен цінностей в японській духовно-культурній традиції імпліцитно вплетений в релігійні, етичні, художньо-естетичні інтерпретації смислів існування людини. Новизна дослідження полягає в тому, що подаються і порівнюються дві діаметрально-протилежних моделей світу, які базуються на антиномічних системах мислення: формально-логічній та інтуїтивно-образній, які не суперечать і не виключають, а доповнюють і збагачують одна одну.
This thesis is devoted to the analysis of axiological dimension of human existence in the Japanese cultural tradition within social and philosophical discourse. It was found that “axiological opinion” in the Eastern paradigm of culture is not an axiology in modern European meaning of this word: Japanese spiritual and cultural tradition does not generally use the term “value”, (means) value as it is. Does not reflect the status of value and possibilities of its justification, methods of its cognition; does not create a typology or classification of values. It was proved that phenomenon of values in the Japanese spiritual and cultural traditions implicitly woven into religious, ethical, artistic and aesthetic interpretation of the meaning of human existence. The novelty of the study is that two diametrically-opposite models of the world were introduced and compared. They based on antinomical systems of thinking: formal-logical and intuitive-imaginative, which does not conflict or exclude each other, but completing and enrich each other.
Диссертационная работа посвящена исследованию аксиологических измерений человеческого бытия в японской культурной традиции в рамках социально-философского анализа. Установлено, что аксиологическая мысль в восточной парадигме культуры не есть аксиологией в современном европейском смысле слова: японская духовно-культурная традиция не оперирует понятием ценности вообще, ценности как таковой, не осмысливает статус ценности, возможности ее обоснования, способов ее познания, не выстраивает типологии или классификации ценностей. Доказано, что феномен ценностей в японской духовно-культурной традиции имплицитно вплетен в религиозные, этические, художественно-эстетические интерпретации смыслов существования человека. Новизна исследования заключается в том, что подаются и сравниваются две диаметрально-противоположные модели мира, которые основываются на антиномических системах мышления: формально-логической и интуитивнообразной, которые не противоречат и не исключают, а дополняют и обогащают друг друга. На основе проведенного анализа доказывается, что традиционная японская культура является сложной, динамической системой социальнополитических, религиозно-философских, этических, эстетических представлений и ценностей, которые одновременно имеют автохтонный и приобретенный характер, который формировался на протяжении многовековой истории развития экономических, политических, культурных контактов Японии с материковыми цивилизациями. Любые нововведения с неизбежностью приобретают в Японии такой характер, который более всего отвечает традиционному контексту - способу жизни, представлениям японцам, формам выражения. В диссертации обосновывается утверждение, что общественные ценностные ориентации японского общества имеют мощное идейнотеоретическое основание, которое основывается на синтоистских, буддистских, конфуцианских и даосистских традициях. Обосновывается, что соотношение элементов этих традиций в общем мировоззренческом комплексе на протяжении веков существенно изменялось, также изменялся и состав этих элементов. Формируя вместе с буддизмом, конфуцианством, даосизмом единое мировоззренческое ядро японской культуры, именно синтоизм выступил в роли не только интерпретирующего, но и адаптирующего культурного механизма. Основной ценностной ориентацией в синтоизме выступил коллектив и община. Весь модус поведения носил коллективный характер, а самоценность личности не имела никакого значения. Индивидуальность («Я») поглощается универсумом, а бытие личности японского общества ориентировалось на подчинение интересам целого - общества, государства, макрокосмоса.