Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Естетичний ідеал як чинник формування особистості: соціально-філософський аналіз

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Беженарь, Ольга Петрівна
dc.date.accessioned 2020-11-09T16:16:53Z
dc.date.available 2020-11-09T16:16:53Z
dc.date.issued 2012
dc.identifier.citation Беженарь, Ольга Петрівна. Естетичний ідеал як чинник формування особистості : соціально-філософський аналіз : автореферат дис. ... канд. філос. наук : 09.00.03 - соціальна філософія та філософія освіти / Беженарь Ольга Петрівна ; [наук. керівник Бех Володимир Павлович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2012. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31811
dc.description.abstract У дослідженні запропоновано цілісну концепцію механізму гармонізації взаємодії людини і суспільства під впливом естетичного ідеалу. Суперечність між естетичним ідеалом особистості та естетичним ідеалом суспільства подано як геологічне явище - суперечність, що рухає соціальний світ в еволюційному напрямі на основі культивування принципів суміщення частини і цілого, гармонізації смислових полів особистості і соціуму і налагодження між ними сталого енергоінформаційного обміну. Відтворено його морфологію і функціональний потенціал. Обґрунтовано специфічні функції естетичного ідеалу в процесі формування гармонійної особистості, як аттрактора, а в контурі саморегуляції - як Абсолюту. Мистецтво, як посій образу-смислів, визнано ефективним засобом падання музично-ритмічної пластичності тілесності людини, що є матрицею естетизації її діяльності за принципами гармонії та осучаснення під вимоги майбутнього стану суспільства. ua
dc.description.abstract В диссертации подана целостная концепция механизма гармонизации взаимодействия человека и общества под действием эстетического идеала на этапе перехода от техногенной к информационной — цивилизации, обосновывается его структура и алгоритм функционирования. Его морфология состоит из четырех звеньев: а) эстетический идеал (смысловое поле) общества: б) эстетический идеал (смысловое поле) личности; в) процесс эстетического взаимодействия личности и общества (обмен энергоинформационными потенциалами); г) звено управления эстетическим взаимодействием личности и общества. Траектория его самодвижения насчитывает четыре этапа: а) начальный — на котором воссоздаётся эстетический идеал общества; 6) внешнеличностный — энергоинформационного давления на подсознание. сознание и сверхсознание личности; в) внутриличностный — который мреализуется в структуре биологического организма человека и ведет к формированию эстетического сознания и эстетического идеала личности; г) обратный (деятельностный) - он является звеном обратной связи, в котором реализуется реакция и воля личности человека. Содержание процесса формирования в поле тяготения эстетического идеала общества подано в виде четырех этапов: на первом этапе они связан с формированием эстетическим идеалом переходного состояния общества в соответствии с духом эпохи, в котором задействованы социальная память системы. коллективный интеллект народа, наука, литература, искусство. культура и образование, что средствами психо- и социогенезиса создают образ будущего: на втором — спроэктированный обществом образ действует как абсолют/императив на подсознательном, сознательном и сверхсознательном уровнях и активизирует, на основе принципа резонанса целого и части, работу психологического механизма и механизма социализации; на третьем - смыслогенез запускает в действие механизм переживания человека, который гармонизирует противоречия между потоками гено- и фенотипической информации в семантическом поле личности и производит продукт — собственный эстетический идеал, что по принципу совмещения вступает во взаимодействие с целым, поскольку естественно требует связи человека с «универсумом символов»; па четвертом — внутренняя эстетическая деятельность направлена на гармонизацию образов собственного эстетического идеала с эстетическим идеалом общества. а внешняя - на движение к коллективному идеалу. В теоретической части раскрыты сущность и содержание развития личности человека, который являет собой противостояние и взаимодействие биологического и социального компонентов. Сформулирован ряд закономерностей в изучении явления, а именно: во-первых. развитие личности человека есть смысл рассматривать как внутреннее единство, целостность и согласованность ее атрибутивных свойств или как определенный тип меры, где качественные противоположности находятся в динамическом единстве и целостности; во-вторых, в структуре личности возникло и функционирует в качестве атрибутивных свойств много противоположностей, которые могут образовывать и образуют острые противоречия; в-третьих, личность в исследовательской плоскости многомерна, поскольку противоположностей в ее структуре много и специалисты разных областей науки могут изучать ее, даже в своей отрасли, с разных позиций; в-четвертых, развитие личности связывается с формированием сущностных сил, которые являются энергетическим потенциалом, который накоплен человеком в ходе социально-деятельной практики. ua
dc.description.abstract The integral conception of mechanism of forming of harmonious personality under influence of aesthetic ideal of society is offered in this investigation. Contradiction between the aesthetic ideal of personality and aesthetic ideal of society is given as the geological phenomenon - contradiction, that moves the social world in evolutional direction on the basis of cultivation of principles of part and the whole combination, harmonization of the semantic fields of personality and socium and establishing of permanent energy-informative exchange between them. Its morphology and functional potential is reproduced. The specific functions of aesthetic ideal in the process of forming of harmonious personality, as attractor, and in the contour of self-regulation - as absolute, are grounded. Art, as a transmitter of image-senses, is acknowledged as the effective mean of accordance of musically-rhythmic plasticity to human's corporealness which is a matrix of aesthetization of his activity according to principles of harmony and modernization according to the requirements of the future state of society. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject особистість ua
dc.subject ідеал ua
dc.subject світогляд ua
dc.subject культура ua
dc.subject взаємодія ua
dc.subject гармонія ua
dc.subject принцип суміщення ua
dc.subject мистецтво ua
dc.subject тілесність ua
dc.subject музично-ритмічна пластичність ua
dc.subject личность ua
dc.subject идеал ua
dc.subject мировоззрение ua
dc.subject культура ua
dc.subject взаимодействие ua
dc.subject гармония ua
dc.subject принцип совмещения ua
dc.subject искусство ua
dc.subject музыкально-ритмическая пластичность ua
dc.subject personality ua
dc.subject ideal ua
dc.subject worldview ua
dc.subject culture ua
dc.subject cooperation ua
dc.subject harmony ua
dc.subject principle of combination ua
dc.subject corporealness ua
dc.subject musically-rhythmic plasticity ua
dc.subject.classification 124.4: 159.922.76-05631 + [37.015.31:7] ua
dc.title Естетичний ідеал як чинник формування особистості: соціально-філософський аналіз ua
dc.title.alternative Эстетический идеал как фактор формирования личности: социально-философский анализ ua
dc.title.alternative An aesthetic ideal as determinant of personality forming: social-philosophical analysis ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу