У дослідженні запропоновано цілісну концепцію механізму гармонізації взаємодії людини і суспільства під впливом естетичного ідеалу. Суперечність між естетичним ідеалом особистості та естетичним ідеалом суспільства подано як геологічне явище - суперечність, що рухає соціальний світ в еволюційному напрямі на основі культивування принципів суміщення частини і цілого, гармонізації смислових полів особистості і соціуму і налагодження між ними сталого енергоінформаційного обміну. Відтворено його морфологію і функціональний потенціал. Обґрунтовано специфічні функції естетичного ідеалу в процесі формування гармонійної особистості, як аттрактора, а в контурі саморегуляції - як Абсолюту. Мистецтво, як посій образу-смислів, визнано ефективним засобом падання музично-ритмічної пластичності тілесності людини, що є матрицею естетизації її діяльності за принципами гармонії та осучаснення під вимоги майбутнього стану суспільства.
В диссертации подана целостная концепция механизма гармонизации взаимодействия человека и общества под действием эстетического идеала на
этапе перехода от техногенной к информационной — цивилизации, обосновывается его структура и алгоритм функционирования. Его морфология состоит из четырех звеньев: а) эстетический идеал (смысловое поле) общества:
б) эстетический идеал (смысловое поле) личности; в) процесс эстетического взаимодействия личности и общества (обмен энергоинформационными потенциалами); г) звено управления эстетическим взаимодействием личности и
общества. Траектория его самодвижения насчитывает четыре этапа: а) начальный — на котором воссоздаётся эстетический идеал общества; 6) внешнеличностный — энергоинформационного давления на подсознание.
сознание и сверхсознание личности; в) внутриличностный — который мреализуется в структуре биологического организма человека и ведет к формированию эстетического сознания и эстетического идеала личности; г) обратный (деятельностный) - он является звеном обратной связи, в котором реализуется реакция и воля личности человека. Содержание процесса формирования в поле тяготения эстетического
идеала общества подано в виде четырех этапов: на первом этапе они связан с формированием эстетическим идеалом переходного состояния общества в соответствии с духом эпохи, в котором задействованы социальная память
системы. коллективный интеллект народа, наука, литература, искусство. культура и образование, что средствами психо- и социогенезиса создают образ будущего: на втором — спроэктированный обществом образ действует как
абсолют/императив на подсознательном, сознательном и сверхсознательном уровнях и активизирует, на основе принципа резонанса целого и части, работу
психологического механизма и механизма социализации; на третьем - смыслогенез запускает в действие механизм переживания человека, который гармонизирует противоречия между потоками гено- и фенотипической
информации в семантическом поле личности и производит продукт — собственный эстетический идеал, что по принципу совмещения вступает во взаимодействие с целым, поскольку естественно требует связи человека с «универсумом символов»; па четвертом — внутренняя эстетическая
деятельность направлена на гармонизацию образов собственного эстетического идеала с эстетическим идеалом общества. а внешняя - на движение к коллективному идеалу. В теоретической части раскрыты сущность и содержание развития личности человека, который являет собой противостояние и взаимодействие биологического и социального компонентов. Сформулирован ряд
закономерностей в изучении явления, а именно: во-первых. развитие личности человека есть смысл рассматривать как внутреннее единство, целостность и
согласованность ее атрибутивных свойств или как определенный тип меры, где качественные противоположности находятся в динамическом единстве и
целостности; во-вторых, в структуре личности возникло и функционирует в качестве атрибутивных свойств много противоположностей, которые могут
образовывать и образуют острые противоречия; в-третьих, личность в исследовательской плоскости многомерна, поскольку противоположностей в ее структуре много и специалисты разных областей науки могут изучать ее, даже
в своей отрасли, с разных позиций; в-четвертых, развитие личности связывается с формированием сущностных сил, которые являются энергетическим потенциалом, который накоплен человеком в ходе социально-деятельной практики.
The integral conception of mechanism of forming of harmonious personality
under influence of aesthetic ideal of society is offered in this investigation.
Contradiction between the aesthetic ideal of personality and aesthetic ideal of society
is given as the geological phenomenon - contradiction, that moves the social world in
evolutional direction on the basis of cultivation of principles of part and the whole
combination, harmonization of the semantic fields of personality and socium and
establishing of permanent energy-informative exchange between them. Its
morphology and functional potential is reproduced. The specific functions of
aesthetic ideal in the process of forming of harmonious personality, as attractor, and
in the contour of self-regulation - as absolute, are grounded. Art, as a transmitter of
image-senses, is acknowledged as the effective mean of accordance of musically-rhythmic plasticity to human's corporealness which is a matrix of aesthetization of
his activity according to principles of harmony and modernization according to the
requirements of the future state of society.