У дисертації розроблено, теоретично обгрунтовано та експериментально перевірено модель освітньої системи з реабілітаційним компонентом. Розкрито теоретико-методичні засади системного підходу до реабілітації, проаналізовано специфіку здійснення комплексної реабілітації, розроблено інноваційні освітньо-реабілітаційні технології у діяльності медико-психолого-педагогічного персоналу спеціального закладу освіти, модель компетентного випускника, мета-модель «Навчально-реабілітаційна діяльність спеціального закладу як відкритої соціально-освітньої системи: від проектування до інноваційної практики», мета-модель «Моделювання структури та напрямів розвитку професійної компетентності педагогів», локальні моделі компетентного педагога для спеціальних закладів освіти. Доведено, що методологічними засадами комплексного підходу до реабілітації виступають філософські закони взаємозв’язку, взаємозумовленості, цілісність явищ навколишнього світу, діяльнісна і творча сутність людини, розуміння особистості як об’єкта і суб’єкта суспільних відносин. Розроблено і впроваджено модель системного управління навчально-реабілітаційною діяльністю спеціального закладу. Обгрунтовано необхідність проведення в закладі роботи щодо розвитку професійної компетентності педагогів, яка реалізується на трьох рівнях: педагогічного колективу, методичних об’єднань та індивідуальної роботи з педагогами в режимі консультацій.
В диссертации впервые рассматриваются теоретические и методические основы учебно-реабилитационной деятельности заведения для детей с ограниченными возможностями здоровья как открытой инновационной социально-образовательной системы. Доказано, что системное инновационное развитие специального заведения предусматривает проектирование и практическое обеспечение процесса его перевода из актуального в желаемое состояние. Направленность этой масштабной и длительной работы определяется стратегическими приоритетами, а методологическая последовательность — моделью стратегии системного инновационного развития. Определены ключевые направления учебно-реабилитационной деятельности специального заведения: моделирование и практическое наполнение образовательной системы реабилитационным компонентом, создание компетснтностно направленной воспитательной системы, организация социальной практики учащихся, обеспечение их комплексной реабилитации. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель образовательной системы с реабилитационным компонентом, определены цели, признаки, принципы, стратегии, содержание и методы обучения, технологии, формы организации реабилитационной деятельности и специфика мониторинга учебно-реабилитационного процесса. Доказано, что реализация содержания воспитательного пространства обеспечивает выполнение специальным учебнореабилитационным заведением главной миссии - создания условий для всестороннего развития и раскрытия жизнетворческого потенциала ребенка. В содержании работы раскрыт опыт организации социальной и жизненной практики учащихся учебно-реабилитационного центра в условиях инновационного развития заведения как открытой социальнообразовательной системы. Раскрыты теоретико-методические основы системного подхода к реабилитации, проанализирована специфика осуществления комплексной реабилитации, обоснованы инновационные образовательнореабилитационные технологии в деятельности педагогического персонала. Доказано, что методологическими основами комплексного подхода к реабилитации выступают философские законы взаимосвязи, взаимообусловленности, целостность явлений окружающего мира, деятельностная и творческая сущность человека, понимание личности как объекта и субъекта общественных отношений. Разработана и внедрена модель системного управления учебнореабилитационной деятельностью специального заведения, которое осуществляется на стратегическом, тактическом, оперативном уровнях и на уровне самоуправления. Доказано, что эффективность управления специальным заведением зависит от применения алгоритмов и методов системного. стратегического, инновационного, программно-целевого, адаптивного, партисипативного, дистрибьютивного, сетевого, общественногосударственного, компетентностно ориентированного управления и информационного менеджмента, которые полностью согласуются с приоритетами отечественной реабилитационной педагогики, являются концептуально обоснованными и апробированными в образовательной практике. Обоснована необходимость проведения в заведении работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, которая реализуется на трех уровнях: педагогического коллектива, методических объединений и индивидуальной работы с педагогами в режиме консультаций. Представлены результаты формирующего эксперимента, которые доказывают преимущество всех исследуемых показателей: качество обучения учащихся, приобретение ими жизненной компетентности, эффективность лечебно-реабилитационной работы, инновационный потенциал педагогов, качество их профессиональной деятельности, по сравнению с результатами исследуемых контрольных групп.
The model of the educational system with the rehabilitation component is theoretically substantiated and experimentally proved. The theoretical and methodological foundations of systematic approach to rehabilitation are revealed; the specificity of implementation of complex rehabilitation is analyzed; innovative educational and rehabilitation technologies in the activity of the medical and psycho-pedagogical staff of specialized educational institution, model of competent graduate, meta-model «Educational and rehabilitation activities of the specialized institution as a public social and educational system: from design to innovative practice», meta-model «Modeling the structure and development directions of pedagogues’ professional competence», local models of competent pedagogue’s for special educational institutions are substantiated. It is proved that methodological principles of comprehensive approach to rehabilitation are the philosophical laws of interconnection, interdependence and integrity of the phenomena of the world, activity and creative nature of a person, understanding the personality as the object and subject of social relations. The model of system management of educational and rehabilitation activities of the special institutions is developed and implemented. The author of the dissertation proves the necessity of carrying out the work on the development of professional competence of teachers, that is implemented at three levels: teaching staff, teaching unions and individual work with teachers in the mode of consultation.