ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Ніколаєнко, Олександр Сергійович | |
dc.date.accessioned | 2020-10-30T08:20:47Z | |
dc.date.available | 2020-10-30T08:20:47Z | |
dc.date.issued | 2008 | |
dc.identifier.citation | Ніколаєнко, Олександр Сергійович. Розвиток комунікативної саморегуляції майбутнього вчителя : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія / Ніколаєнко Олександр Сергійович ; [наук. керівник Долинська Любов Василівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2008. - 20 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31619 | |
dc.description.abstract | Дисертаційне дослідження присвячене вивченню проблеми розвитку комунікативної саморегуляції майбутнього вчителя у процесі професійної підготовки. У роботі представлені узагальнені результати теоретичного аналізу наукової літератури з проблем саморегуляції, психологічних особливостей педагогічного спілкування, проявів комунікативної саморегуляції у педагогічному спілкуванні. Виявлено рівні, динаміку та особливості прояву окремих ланок комунікативної саморегуляції майбутніх учителів у процесі професійної підготовки, простежено зв'язок рівнево-типологічних особливостей розвитку загальної саморегуляції зі структурними компонентами педагогічно-орієнтованого спілкування у майбутніх учителів, визначено зв'язок комунікативної саморегуляції та педагогічної комунікативної компетентності майбутніх учителів у педагогічно-орієнтованому спілкуванні, виявлено умови розвитку комунії<ативної саморегуляції. Експериментально доведено можливість розвитку комунікативної саморегуляції майбутнього вчителя методами активного навчання у процесі професійної підготовки. | ua |
dc.description.abstract | Диссертационное исследование посвящено изучению проблемы развития коммуникативной саморегуляции будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Осуществлён анализ основных теоретических подходов к проблеме саморегуляции, раскрыты особенности коммуникативной саморегуляции в педагогическом общении, разработана и внедрена программа развития коммуникативной саморегуляции будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Коммуникативная саморегуляция рассматривается как системно организованный процесс внутренней психической активности субъекта по инициации, построению, поддержке и управлению разными видами и формами произвольной коммуникативной активности, направленной на достижение целей общения. Реализацию педагогического общения обеспечивают следующие регулятивные процессы как психологические механизмы коммуникативной саморегуляции: 1) целеполагание в педагогическом общении; 2) моделирование субъективно значимых условий педагогического общения; 3) программирование исполнительских коммуникативных действий в педагогическом общении; 4) самовлияние при установлении и поддержке раппорта в процессе актуального педагогического общения; 5) эмоционально-волевая мобилизация в процессе актуального педагогического общения; 6) самоконтроль и оценка эффективности реализации процесса актуального педагогического общения; 7) контроль и оценка результатов осуществлённого педагогического общения; 8) принятие решения о коррекции системы коммуникативной саморегуляции осуществлённого педагогического общения; 9) самореабилитация после осуществлённого педагогического общения. Делается вывод о том, что вне поля зрения исследователей осталась проблема разработки соответствующих процедур, направленных на развитие в единой технологической последовательности психологических механизмов коммуникативной саморегуляции в педагогическом общении. Обосновывается использование методов и конкретных методик для изучения уровней развития, динамики, особенностей проявления общей и коммуникативной саморегуляции будущих учителей в процессе педагогически-ориентированного общения. Приводятся результаты анализа связи коммуникативной саморегуляции с общей саморегуляцией, а также с педагогической коммуникативной компетентностью будущих учителей. Делается вывод о том, что выявленные уровни показателей коммуникативной компетентности как у второкурсников, так и у пятикурсников не являются удовлетворительными, поскольку у них доминируют «средний» и «ниже среднего» уровни развития коммуникативной саморегуляции. Также выявлено, что развитие отдельных звеньев коммуникативной саморегуляции является неравномерным и имеет свои отличительные особенности. Представлено теоретическое обоснование формирующего эксперимента, процессуальные и содержательные аспекты программы по развитию коммуникативной саморегуляции будущего учителя, анализируются количественные и качественные результаты апробации предложенной программы в вузовском учебно-воспитательном процессе. Доказано, что эффективным способом целенаправленного развития у будущих учителей коммуникативной саморегуляции является проведение научно-практического семинара в учебно-тренировочной группе на принципах активного управляемого интериндивидного обучения в процессе их педагогически-ориентированного общения. Результатом внедрения программы по развитию коммуникативной саморегуляции стало как повышение уровней всех функциональных звеньев коммуникативной саморегуляции, так и повышение уровней отдельных структурно-функциональных компонентов общей саморегуляции будущего учителя. | ua |
dc.description.abstract | The dissertation is dedicated to the problem of communicative self-regulation development of a future teacher while professional training. General results of the theoretical analisis of scientific literature on the problems of self-regulation, psychological peculiarities of pedagogical intercourse and effects of communicative self-regulation in pedagogical intercourse are presented in the work. Levels, dynamics and specifics of a future teacher's communicative selfregulation manifistation while professional training are revealed. Interconnection between level-typological peculiarities development of general self-regulation and structural components of pedagogically-oriented intercourse of future teachers, and also interconnection between communicative self-regulation and communicative competence in pedagogically-oriented intercourse of future teachers are investigated. Conditions of communicative self-regulation development are uncovered. The possibility of communicative self-regulation development of a future teacher by methods of active regulationally-oriented training has been expirimentally proved. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | НПУ імені М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | саморегуляція | ua |
dc.subject | комунікативна саморегуляція | ua |
dc.subject | психологічні механізми комунікативної саморегуляції | ua |
dc.subject | комплекси вмінь комунікативної саморегуляції | ua |
dc.subject | педагогічне спілкування | ua |
dc.subject | структура педагогічного спілкування | ua |
dc.subject | етапи педагогічного спілкування | ua |
dc.subject | науково-практичний семінар | ua |
dc.subject | активне кероване інтеріндивідне навчання | ua |
dc.subject | саморегуляция | ua |
dc.subject | коммуникативная саморегуляция | ua |
dc.subject | психологические механизмы коммуникативной саморегуляции | ua |
dc.subject | комплексы умений коммуникативной саморегуляции | ua |
dc.subject | педагогическое общение | ua |
dc.subject | структура педагогического общения | ua |
dc.subject | этапы педагогического общения | ua |
dc.subject | научно-практический семинар | ua |
dc.subject | активное управляемое интериндивидное обучение | ua |
dc.subject | self-regulation | ua |
dc.subject | communicative self-regulation | ua |
dc.subject | psychological mechanisms of communicative self-regulation | ua |
dc.subject | complexes of skill in communicative self-regulation | ua |
dc.subject | pedagogical intercourse | ua |
dc.subject | structure of pedagogical intercourse | ua |
dc.subject | stages of pedagogical intercourse | ua |
dc.subject | scientifically-practical seminar | ua |
dc.subject | active manageable interindividual training | ua |
dc.subject | active manageable interindividual training | ua |
dc.subject.classification | 159.922:371.132 | ua |
dc.title | Розвиток комунікативної саморегуляції майбутнього вчителя | ua |
dc.title.alternative | Развитие коммуникативной саморегуляции будущего учителя | ua |
dc.title.alternative | Development of communicative self-regulation of a future teacher | ua |
dc.type | Other | ua |