Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Ніколаєнко, Олександр Сергійович
dc.date.accessioned 2020-10-30T08:20:47Z
dc.date.available 2020-10-30T08:20:47Z
dc.date.issued 2008
dc.identifier.citation Ніколаєнко, Олександр Сергійович. Розвиток комунікативної саморегуляції майбутнього вчителя : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія / Ніколаєнко Олександр Сергійович ; [наук. керівник Долинська Любов Василівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2008. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31619
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячене вивченню проблеми розвитку комунікативної саморегуляції майбутнього вчителя у процесі професійної підготовки. У роботі представлені узагальнені результати теоретичного аналізу наукової літератури з проблем саморегуляції, психологічних особливостей педагогічного спілкування, проявів комунікативної саморегуляції у педагогічному спілкуванні. Виявлено рівні, динаміку та особливості прояву окремих ланок комунікативної саморегуляції майбутніх учителів у процесі професійної підготовки, простежено зв'язок рівнево-типологічних особливостей розвитку загальної саморегуляції зі структурними компонентами педагогічно-орієнтованого спілкування у майбутніх учителів, визначено зв'язок комунікативної саморегуляції та педагогічної комунікативної компетентності майбутніх учителів у педагогічно-орієнтованому спілкуванні, виявлено умови розвитку комунії<ативної саморегуляції. Експериментально доведено можливість розвитку комунікативної саморегуляції майбутнього вчителя методами активного навчання у процесі професійної підготовки. ua
dc.description.abstract Диссертационное исследование посвящено изучению проблемы развития коммуникативной саморегуляции будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Осуществлён анализ основных теоретических подходов к проблеме саморегуляции, раскрыты особенности коммуникативной саморегуляции в педагогическом общении, разработана и внедрена программа развития коммуникативной саморегуляции будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Коммуникативная саморегуляция рассматривается как системно организованный процесс внутренней психической активности субъекта по инициации, построению, поддержке и управлению разными видами и формами произвольной коммуникативной активности, направленной на достижение целей общения. Реализацию педагогического общения обеспечивают следующие регулятивные процессы как психологические механизмы коммуникативной саморегуляции: 1) целеполагание в педагогическом общении; 2) моделирование субъективно значимых условий педагогического общения; 3) программирование исполнительских коммуникативных действий в педагогическом общении; 4) самовлияние при установлении и поддержке раппорта в процессе актуального педагогического общения; 5) эмоционально-волевая мобилизация в процессе актуального педагогического общения; 6) самоконтроль и оценка эффективности реализации процесса актуального педагогического общения; 7) контроль и оценка результатов осуществлённого педагогического общения; 8) принятие решения о коррекции системы коммуникативной саморегуляции осуществлённого педагогического общения; 9) самореабилитация после осуществлённого педагогического общения. Делается вывод о том, что вне поля зрения исследователей осталась проблема разработки соответствующих процедур, направленных на развитие в единой технологической последовательности психологических механизмов коммуникативной саморегуляции в педагогическом общении. Обосновывается использование методов и конкретных методик для изучения уровней развития, динамики, особенностей проявления общей и коммуникативной саморегуляции будущих учителей в процессе педагогически-ориентированного общения. Приводятся результаты анализа связи коммуникативной саморегуляции с общей саморегуляцией, а также с педагогической коммуникативной компетентностью будущих учителей. Делается вывод о том, что выявленные уровни показателей коммуникативной компетентности как у второкурсников, так и у пятикурсников не являются удовлетворительными, поскольку у них доминируют «средний» и «ниже среднего» уровни развития коммуникативной саморегуляции. Также выявлено, что развитие отдельных звеньев коммуникативной саморегуляции является неравномерным и имеет свои отличительные особенности. Представлено теоретическое обоснование формирующего эксперимента, процессуальные и содержательные аспекты программы по развитию коммуникативной саморегуляции будущего учителя, анализируются количественные и качественные результаты апробации предложенной программы в вузовском учебно-воспитательном процессе. Доказано, что эффективным способом целенаправленного развития у будущих учителей коммуникативной саморегуляции является проведение научно-практического семинара в учебно-тренировочной группе на принципах активного управляемого интериндивидного обучения в процессе их педагогически-ориентированного общения. Результатом внедрения программы по развитию коммуникативной саморегуляции стало как повышение уровней всех функциональных звеньев коммуникативной саморегуляции, так и повышение уровней отдельных структурно-функциональных компонентов общей саморегуляции будущего учителя. ua
dc.description.abstract The dissertation is dedicated to the problem of communicative self-regulation development of a future teacher while professional training. General results of the theoretical analisis of scientific literature on the problems of self-regulation, psychological peculiarities of pedagogical intercourse and effects of communicative self-regulation in pedagogical intercourse are presented in the work. Levels, dynamics and specifics of a future teacher's communicative selfregulation manifistation while professional training are revealed. Interconnection between level-typological peculiarities development of general self-regulation and structural components of pedagogically-oriented intercourse of future teachers, and also interconnection between communicative self-regulation and communicative competence in pedagogically-oriented intercourse of future teachers are investigated. Conditions of communicative self-regulation development are uncovered. The possibility of communicative self-regulation development of a future teacher by methods of active regulationally-oriented training has been expirimentally proved. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject саморегуляція ua
dc.subject комунікативна саморегуляція ua
dc.subject психологічні механізми комунікативної саморегуляції ua
dc.subject комплекси вмінь комунікативної саморегуляції ua
dc.subject педагогічне спілкування ua
dc.subject структура педагогічного спілкування ua
dc.subject етапи педагогічного спілкування ua
dc.subject науково-практичний семінар ua
dc.subject активне кероване інтеріндивідне навчання ua
dc.subject саморегуляция ua
dc.subject коммуникативная саморегуляция ua
dc.subject психологические механизмы коммуникативной саморегуляции ua
dc.subject комплексы умений коммуникативной саморегуляции ua
dc.subject педагогическое общение ua
dc.subject структура педагогического общения ua
dc.subject этапы педагогического общения ua
dc.subject научно-практический семинар ua
dc.subject активное управляемое интериндивидное обучение ua
dc.subject self-regulation ua
dc.subject communicative self-regulation ua
dc.subject psychological mechanisms of communicative self-regulation ua
dc.subject complexes of skill in communicative self-regulation ua
dc.subject pedagogical intercourse ua
dc.subject structure of pedagogical intercourse ua
dc.subject stages of pedagogical intercourse ua
dc.subject scientifically-practical seminar ua
dc.subject active manageable interindividual training ua
dc.subject active manageable interindividual training ua
dc.subject.classification 159.922:371.132 ua
dc.title Розвиток комунікативної саморегуляції майбутнього вчителя ua
dc.title.alternative Развитие коммуникативной саморегуляции будущего учителя ua
dc.title.alternative Development of communicative self-regulation of a future teacher ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу