Дисертаційне дослідження присвячене вивченню проблеми розвитку комунікативної саморегуляції майбутнього вчителя у процесі професійної підготовки. У роботі представлені узагальнені результати теоретичного аналізу наукової літератури з проблем саморегуляції, психологічних особливостей педагогічного спілкування, проявів комунікативної саморегуляції у педагогічному спілкуванні. Виявлено рівні, динаміку та особливості прояву окремих ланок комунікативної саморегуляції майбутніх учителів у процесі професійної підготовки, простежено зв'язок рівнево-типологічних особливостей розвитку загальної саморегуляції зі структурними компонентами педагогічно-орієнтованого спілкування у майбутніх учителів, визначено зв'язок комунікативної саморегуляції та педагогічної комунікативної компетентності майбутніх учителів у педагогічно-орієнтованому спілкуванні, виявлено умови розвитку комунії<ативної саморегуляції. Експериментально доведено можливість розвитку комунікативної саморегуляції майбутнього вчителя методами активного навчання у процесі професійної підготовки.
Диссертационное исследование посвящено изучению проблемы развития коммуникативной саморегуляции будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Осуществлён анализ основных теоретических подходов к проблеме саморегуляции, раскрыты особенности коммуникативной саморегуляции в педагогическом общении, разработана и внедрена программа развития коммуникативной саморегуляции будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Коммуникативная саморегуляция рассматривается как системно организованный процесс внутренней психической активности субъекта по инициации, построению, поддержке и управлению разными видами и формами произвольной коммуникативной активности, направленной на достижение целей общения. Реализацию педагогического общения обеспечивают следующие регулятивные процессы как психологические механизмы коммуникативной саморегуляции: 1) целеполагание в педагогическом общении; 2) моделирование субъективно значимых условий педагогического общения; 3) программирование исполнительских коммуникативных действий в педагогическом общении; 4) самовлияние при установлении и поддержке раппорта в процессе актуального педагогического общения; 5) эмоционально-волевая мобилизация в процессе актуального педагогического общения; 6) самоконтроль и оценка эффективности реализации процесса актуального педагогического общения; 7) контроль и оценка результатов осуществлённого педагогического общения; 8) принятие решения о коррекции системы коммуникативной саморегуляции осуществлённого педагогического общения; 9) самореабилитация после осуществлённого педагогического общения. Делается вывод о том, что вне поля зрения исследователей осталась проблема разработки соответствующих процедур, направленных на развитие в единой технологической последовательности психологических механизмов коммуникативной саморегуляции в педагогическом общении. Обосновывается использование методов и конкретных методик для изучения уровней развития, динамики, особенностей проявления общей и коммуникативной саморегуляции будущих учителей в процессе педагогически-ориентированного общения. Приводятся результаты анализа связи коммуникативной саморегуляции с общей саморегуляцией, а также с педагогической коммуникативной компетентностью будущих учителей. Делается вывод о том, что выявленные уровни показателей коммуникативной компетентности как у второкурсников, так и у пятикурсников не являются удовлетворительными, поскольку у них доминируют «средний» и «ниже среднего» уровни развития коммуникативной саморегуляции. Также выявлено, что развитие отдельных звеньев коммуникативной саморегуляции является неравномерным и имеет свои отличительные особенности. Представлено теоретическое обоснование формирующего эксперимента, процессуальные и содержательные аспекты программы по развитию коммуникативной саморегуляции будущего учителя, анализируются количественные и качественные результаты апробации предложенной программы в вузовском учебно-воспитательном процессе. Доказано, что эффективным способом целенаправленного развития у будущих учителей коммуникативной саморегуляции является проведение научно-практического семинара в учебно-тренировочной группе на принципах активного управляемого интериндивидного обучения в процессе их педагогически-ориентированного общения. Результатом внедрения программы по развитию коммуникативной саморегуляции стало как повышение уровней всех функциональных звеньев коммуникативной саморегуляции, так и повышение уровней отдельных структурно-функциональных компонентов общей саморегуляции будущего учителя.
The dissertation is dedicated to the problem of communicative self-regulation development of a future teacher while professional training. General results of the theoretical analisis of scientific literature on the problems of self-regulation, psychological peculiarities of pedagogical intercourse and effects of communicative self-regulation in pedagogical intercourse are presented in the work. Levels, dynamics and specifics of a future teacher's communicative selfregulation manifistation while professional training are revealed. Interconnection between level-typological peculiarities development of general self-regulation and structural components of pedagogically-oriented intercourse of future teachers, and also interconnection between communicative self-regulation and communicative competence in pedagogically-oriented intercourse of future teachers are investigated. Conditions of communicative self-regulation development are uncovered. The possibility of communicative self-regulation development of a future teacher by methods of active regulationally-oriented training has been expirimentally proved.