Дисертація присвячена політологічному аналізу влади ЗМІ, що тяжіє до влади громадянського суспільства, протистоїть державній владі на засадах зворотного зв’язку, а разом вони утворюють систему саморегуляції соціального організму країни. Обґрунтовано генезис, природу, сутність влади ЗМІ як специфічну форму існування «владно-підвладних відносин», зміст як сукупність організаційних процесів, багатоманітність форм прояву даного явища у сфері політичного буття, специфіку впливу механізму влади ЗМІ на особистість завдяки психологічному навіюванню, на громадянське суспільство і державу — завдяки соціальному тискові заангажованих олігархами каналів. У ході праксеологічного аналізу висвітлена легітимізація влади ЗМІ, проведена експертна оцінка якості функціонування її у політологічному просторі України і запропоновані кроки оптимізації впливу на житгєдіяльність соціального організму країни і особистості.
Диссертация посвящена политологическому анализу власти средств массовой информации (СМИ), тяготеющих к власти гражданского общества, которая противостоит власти государства на правах обратной связи, а вместе образующих систему саморегуляции социального организма страны. Обосновывается основная гипотеза исследования о том, что власть СМИ представляет собой относительно самостоятельный сегмент общего кратологического поля, что позволяет ему эффективно взаимодействовать с государственной властью и властью гражданского общества на паритетных началах. Последовательно обосновывается основной концепт работы - власть СМИ, сущность которого рассматривается как организационно-политическое влияние на организационное мышление и поведение личности и народных масс с целью навязывания им внешних целей и алгоритмов поведения, манипуляции их сознанием, провоцированием поддержки или покупки товаров и услуг. В ходе ретроспективного анализа раскрыты формы реализации власти этим субъектом. Наиболее распространенными являются: психологическая война, манипуляция сознанием, контроль над экономическим, политическим, социальным и идеологическим развитием народов. В последние годы XX ст. стремительное развитие получили Интернет-формы данного явления. В работе обосновывается семантическая природа явления, сущность подается как ценностно-смысловое влияние СМИ на человека на основе принципа “командования”. Содержание воссоздается как совокупность организационных процессов, протекащих между людьми и государствами под непосредственным влиянием СМИ. Сложность восприятия данного феномена состоит в том, что он реализуется в парадигме ненасилия или влияния, при котором отсутствуют многие характеристики присущие управлению, например, субъект и объект, формальная процедура принятия управленческого решения, документальное оформление приказа, механизм введения его в действие и формализованный контроль и отчетность за его исполнение и др. В то же время доказано, что СМИ используют все известные менеджерам инструменты формального управления — архетипы, символы, мифы, нормы морали и права, идеи и идеалы, а также влияет на подсознание, сознание и сверхсознание человека. Анализируются и классифицируются формы проявления власти СМИ в современном мире. Их диапазон простирается от информационной войны, которую ведут государственные чиновники, политические партии и блоки к военным, включая манипуляцию сознанием уже не отдельного человека, а регионов и мирового сообщества. Приводятся примеры качественно новых форм, получивших развитие на основе современных компьютерных технологий. Раскрыта новая роль СМИ в создании информационного единства мирового сообщества. Сердцевиной работы является обоснование механизма влияния власти СМИ на личность, благодаря психологическому внушению, и на гражданское общество, благодаря социальному давлению. Подаются этапы действия такого механизма, основывающегося на действии генотипической и фенотипической информации в дискурсе взаимосвязи и взаимодействия. Отдельно рассматриваться инструменты такого влияния и механизмы защиты личности от давления СМИ на ее сознание. Обосновывается посредническая функция ноосферы в данном процессе. Широко освещается место и функции власти СМИ в системе саморегуляции социального организма страны. Анализируется специфика ее проявления и последствия в каждом из четырех механизмов, что составляют саморегуляционный контур социальной системы: механизме принятия законов, механизме действия законов, механизме реализации законов и механизме социального контроля или обратной связи. В исследовании обосновывается легитимность власти СМИ и раскрывается наличие собственной политики владельцев СМИ. Подается развернутая характеристика явления на политическом поле Украины и предлагаются структурные и функциональные меры по оптимизации поведения данного носителя власти в контексте закономерностей XXI ст. и нового этапа развития мирового сообщества.
The dissertation is devoted the politological analysis of the power of mass media gravitating to the power of a civil society, resists to the power of the state as a feedback, and together forming system of self-control of a social organism of the countries. The basic hypothesis of research is that the power of mass-media represents rather independent segment of the general cratologycal field that allows it to cooperate effectively with the government and the power of a civil society on an equal footing. In research legitimacy of the power of mass-media is proved and presence of own policy of owners of mass-media reveals. The developed characteristic of the phenomenon on a political field of Ukraine moves and structural and functional measures on optimisation of behaviour of the given carrier of the power in a context of laws XXI the item and a new stage of development of the world community are offered.