У дисертації обгрунтовано загальні тенденції розвитку технологічної освіти в середніх навчальних закладах США під впливом сучасного розвитку науки, техніки і виробництва, проаналізовано систему стандартів технологічної освіти у середній школі США та виокремлено етапи стандартизації (початковий, проміжний, сучасний) і провідні ідеї наприкінці XX — поч. XXI ст., охарактеризовано організаційно-педагогічне забезпечення вивчення технологій на основі впровадження методу проектів та особливостей професійної підготовки американських учителів трудового навчання; проаналізовано американський досвід організації технологічної освіти у середніх навчальних закладах окремих штатів США; розроблено рекомендації щодо творчого використання прогресивного досвіду США у сфері технологічної освіти в процесі реалізації освітньої галузі „Технологія” в Україні.
В диссертации осуществлен анализ проблемы технологического образования в средних учебных заведения США, раскрыта сущность основных тенденций и организационно-педагогического обеспечения технологического образования, очерчены возможности внедрения американского опыта организации технологического образования в Украине. Установлено, что для процесса стандартизации технологического образования в США характерны, с одной стороны, универсализация и унификация стандартов технологического образования на уровне государства, с другой — регионализация, то есть автономность штатов в адаптации рекомендуемых государственных стандартов собственной специфики и право на разработку альтернативных образовательных стандартов этой отрасли. Ведущую роль в разработке стандартов технологического образования США занимает МСОТ и МАТИО. Отмечено, что созданные ими стандарты технологической грамотности и стандарты технологического образования определяют общепринятую структуру технологического образования и рекомендованные для использования в учебном процессе страны. Обобщено опыт стандартизации технологического образования в США, определены его этапы (начальный (1980 — 1990), промежуточный (1991 -2000). современный (2001-до наших дней)). В процессе изучения организационно-педагогического обеспечения доказано, что метод проектов в средней общеобразовательной школе США является ведущей системой технологической подготовки учащихся. Его основные принципы: приобретение практического опыта из жизненных ситуаций и сочетание теоретических знаний и практического применения для решения конкретных жизненных проблем, развитие критического и творческого мышления учащихся, умение анализировать, систематизировать, обобщать, использовать полученные знания на практике, создание необходимых условий для самовыражения и саморазвития ребенка, формирование исследовательских умений, расширение кругозора школьников, развитие их познавательной и мыслительной деятельности, установление необходимых прочных связей учащихся между собой, с учителем и учебным материалом. Выделены особенности профессиональной подготовки учителей трудового обучения в США, продемонстрирована специфика деятельности международных и американских организаций, направленная на повышение качества профессиональной подготовки учителей технологии в США (на уровне анализа статистических данных, проведение научных исследований, разработки нормативных документов, стандартов и определения стратегий развития). Анализ теории и методики обучения технологии в средних учебных заведениях США дал возможность выделить общие тенденции развития технологического образования: сближение общего образования с технологическим и профессиональным путем создания в старших классах профилирующих отделений технологии, инженерии и т. п.; обязательная связь между полученными технико-технологическими знаниями и реальной жизнью; направленность технологического образования на формирование в учащихся компетентностных характеристик, необходимых для выхода на рынок труда или продолжения обучения; обеспечение условий для жизненного и профессионального самоопределения в процессе технологической подготовки; обеспечение непрерывности технологического образования, что предусматривает последовательность в получении знаний; двойной подход к стандартизации технологического образования; объединение теории и практики (метод проектов); модернизация системы профессиональной подготовки учителей трудового обучения. На основе изученного опыта разработаны рекомендации относительно творческого использования прогрессивного опыта США в сфере технологического образования на государственном, региональном и местном уровнях для проведения необходимых реформ образовательной отрасли «Технология» в Украине.
The dissertation is placed in the issue of the general tendencies of the development of technological education in the secondary schools in the USA under the influence of the modern development of science, technology and manufacturing. It is also analyzed the system of technological education standards and mentioned the main ideas and the stages of these standards (primary, intermediate and modern) in the USA at the end of the XX century - the beginning of the XXI century. It describes the organizational and pedagogical providing of the studying technology under the usage of the project method. The characteristic features of the American technology teachers training, progressive experience of the technology education in the secondary schools in the states of the USA and the recommendation dealing with the use of some positive elements of the American technological education in the process of studying technology in Ukraine are given.