Дисертацію присвячено теоретичним і практичним основам використання комп'ютерно-орієнтованих засобів навчання на уроках фізичної географії. В роботі виділено основні напрямки дослідження, теоретично обгрунтовані засади процесу особистісно-орієнтованого навчання засобами комп'ютеризації, з'ясований вплив дидактичних принципів на зміст та структуру комп'ютерних навчальних програм з географії. Запропонована педагогічна модель, яка складається із двох структурних складових: чинників, які впливають на комп'ютеризацію навчально-виховного процесу з географії та засобів налагодження співпраці та співтворчості суб'єктів навчального процесу за допомогою комп'ютера.
Розроблена та експериментально перевірена ефективність застосування комп'ютерної навчальної програми "Рельєф", надані рекомендації щодо її використання на уроках географії в 6-8 класах та подальшого удосконалення за бажанням вчителя.
Диссертация посвящена теоретическим и практическим основам использования компьютерно-ориентированных средств обучения на уроках физической географии.
В диссертации представлен теоретический анализ проблемы компьютеризации учебных предметов в общеобразовательной школе. Обосновано применение компьютерно-ориентированных средств с целью выхода на личностно-ориентированное обучение через индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса.
В работе проанализированы сферы применения компьютерных технологий на уроках физической географии. Учитывая отсутствие на отечественном рынке программного обеспечения качественных образовательных программ по школьным курсам географии, в исследовании определены основные дидактические принципы, которые могут быть использованы для разработки компьютерных обучающих программ, компьютерных учебников. Среди дидактических принципов ключевое значение имеют принцип научности, доступности, наглядности и свойственный только компьютерному обучению принцип когнитивной коммуникации.
Обусловлены преимущества применения компьютерных технологий при изучении школьных курсов географии, а именно: возможность демонстрации явлений природы в их динамике и развитии; формирования представлений про удаленные ландшафты; сравнения и составления сравнительных характеристик географических объектов, определенных ПТК. Компьютерное обучение имеет и общепедагогические (методические) преимущества: индивидуализация обучения (с учетом физиологических и психологических особенностей учащихся); формирование познавательного интереса, приемов работы с персональным компьютером; организация самостоятельной работы учащихся, возможность проведения самоконтроля.
Обоснована потребность для учителей географии как ВУЗах, так и в системе последипломного педагогического образования проводить отдельный курс по использованию компьютерных обучающих программ на уроках географии.
В процессе исследования выявлены и обоснованы способы налаживания сотворчества и сотрудничества субъектов учебного процесса с помощью компьютера: реализация компьютерного обучения через формирование всех компонентов образования, индивидуализации и дифференциации в условиях личностно-ориентированного обучения, синергетической парадигмы в учебно- воспитательный процесс и дистанционного обучения в системе общеобразовательной школы.
Разработана компьютерная обучающая программа по принципу линейной алгоритмизации Скинера. В ходе исследования проведен формирующий эксперимент, целью которого было выяснить эффективность применения данной компьютерной программы в сравнении с традиционной и интерактивной методиками обучения. Результаты эксперимента показали, что применение компьютерных обучающих программ способствует повышению эффективности учебного процесса через улучшение уровня усвоения знаний и умений, самостоятельность изучения материала и возможность самоконтроля. При этом учитель имеет возможность проводить учебный процесс с учетом личностных качеств учащихся и эффективно проверять уровень учебных достижений при минимальной затрате времени.
Thesis deals with theoretical and practical principles of usage of computer- oriented techniques of study during the lessons of physical geography. The main
trends of exploration are distinguished and the principles of the process of person- oriented teaching by means of computerization are theoretically motivated, influence of teaching principles on the content and structure of computer programs in geography is found out in this work.
Pedagogical (teaching) model which consists of two structural components: elements which influence computerization of education process in geography and methods of organization of cooperation and co-creativity of subjects of educational process by means of computer is proposed.
Effectiveness of usage of computer training program "Relief is worked out and practically tested, recommendations as for its usage during the lessons of geography in 6-8 forms and its further improvement by with of the teacher are given here.