Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Розвиток теорії та історії сурдопедагогіки у науковій спадщині Миколи Дмитровича Ярмаченка

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Климко, Наталія Олексіївна
dc.date.accessioned 2020-10-22T09:44:11Z
dc.date.available 2020-10-22T09:44:11Z
dc.date.issued 2014
dc.identifier.citation Климко, Наталія Олексіївна. Розвиток теорії та історії сурдопедагогіки у науковій спадщині Миколи Дмитровича Ярмаченка : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 - корекційна педагогіка / Климко Наталія Олексіївна ; [наук. керівник Фомічова Людмила Іванівна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2014. - 16 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31381
dc.description.abstract Дослідження науково-педагогічної спадщини М.Д.Ярмаченка, ґрунтуючись на аналізі оприлюднених і уведених в науковий обіг 315 архівних документів, дозволили виділити чотири етапи науково-просвітницької діяльності. У дисертаційному досліджені з’ясовано внесок М.Д.Ярмаченка в теорію та історію вітчизняної сурдопедагогіки. Зокрема, внесок в теорію сурдопедагогіки стосується 4 аспектів: зв’язного мовлення; свідомості; компенсації; соціалізації та інтеграції. Показана роль М.Д.Ярмаченка як історика сурдопедагогіки, де ним вперше ґрунтовно систематизована та висвітлена діяльність спеціальних закладів для глухих дітей на території сучасної України, визначені періоди історії сурдопедагогіки, оприлюднено низку фактичного матеріалу. ua
dc.description.abstract Биографический, жизненный и творческий путь Н.Д.Ярмаченко прослежен через имеющиеся архивные документы и литературные источники, сопоставление и сравнение которых позволило выделить следующие критерии анализа биографических данных Н.Д.Ярмаченко: изменяемости и совершенствования уровня профессионализма (студент, аспирант, кандидат, доктор педагогических наук, член-корреспондент, действительный член АПН); характер ведущей деятельности в определенный исторический промежуток времени (обучение, преподавание, руководство научно-исследовательской работой института, руководство развитием педагогики в годы обретения Украиной независимости); объективные возможности персонального влияния на развитие науки и образования Украины (директор НИИ педагогики МО УССР, президент АПН Украины); объем и сущность научно-педагогических публикаций (анализ 300 научных и публицистических трудов, стенограмм докладов, лекций). Анализ, обнародование и введение в научный оборот 315 архивных документов позволили выделить 4 этапа деятельности Н.Д.Ярмаченко: первый - этап взросления, образования и профессионального определения (1947-1954 г.г.); второй - этап творческой, научно-управленческой зрелости, начало создания научной школы (1954-1973 г.г.); третий - этап реализации теоретических, исторических подходов, развития и руководства передовой педагогической мыслью в Украине (1973-1992 г.г.); четвертый - этап создание гуманистических, демократических принципов переосмысления педагогического и научного пространства независимой Украины (1992-2010 г.г.). Систематизация наследия Н.Д.Ярмаченко свидетельствует о весомом вкладе в теорию сурдопедагогики относительно теоретической основы самостоятельного инициативного использования словесной связной речи; М.Д.Ярмаченко разработаны теоретические положения сознания, что выступили в дидактических принципах, методах, содержании и формах обучения детей с недостатками слуха. Разработанная ученым теория компенсации содержит трактовку и описание 3-х структурных подходов в ходе исторического развития общества: идеалистически религиозномистического, вульгарно-материалистического, диалектико-материалистического. Н.Д.Ярмаченко видел путь развития коррекционной педагогики, который бы опирался не на недостатки ребенка, а на глубинные пласты психического здоровья ребенка с недостатками слуха. Ученый выделил сущность и условия методов социальной компенсации, создал теорию способствования реализации компенсаторных возможностей глухих и слабослышащих детей, вышел за рамки очерченной Л.С.Выготским культурно-исторической концепции. Исследования взглядов Н.Д.Ярмаченко на историю обучения и воспитания глухих детей в Украине, установлено, что им впервые глубоко изучена, систематизирована и освещена деятельность специальных учреждений для глухих детей на территории современной Украины, раскрыта история возникновения и деятельности школ Западной Украины, которые до него не исследовались: в Галичине, Буковине и Закарпатье; обнародованы имена деятелей-попечителей школ для глухих детей, которые оставили по себе нетленное напоминание потомкам о необходимости действенной помощи детям с нарушениями слуха, именно они непосредственно влияли на развитие истории сурдопедагогики Украины, создавая научные основы специального обучения и воспитания глухих детей. Охарактеризована деятельность и вклад украинских ученых-сурдопедагогов, которые, по его мнению, осуществили в разные исторические периоды разработку учебно-воспитательного процесса школы для детей с недостатками слуха; описаны и проанализированы условия, в которых развивалась теория и практика обучения и воспитания детей с недостатками слуха в условиях становления суверенной Украины. ua
dc.description.abstract The study of scientific and pedagogical heritage memorial plaques Ermachenko based on the analysis of published and put into scientific circulation 315 archival documents, allowed us to identify four stages of scientific and educational activities. In the dissertation study clarified the contribution of M. D. Ermachenko in the theory and history of Russian surdopedagogic. In particular, contributions to the theory of surdopedagogic concerns 4 aspects: coherent speech; consciousness; compensation; socialization and integration. The role of M. D. Ermachenko as historian surdopedagogic when they are first thoroughly systematized and lit the activities of the special institutions for deaf children on the territory of modem Ukraine, certain periods of history surdopedagogic promulgated a series of factual material. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject М.Д. Ярмаченко ua
dc.subject фундатор сурдопедагогіки ua
dc.subject науково-педагогічна спадщина ua
dc.subject мовлення ua
dc.subject свідомість ua
dc.subject компенсація ua
dc.subject соціалізація ua
dc.subject історія сурдопедагогіки ua
dc.subject періоди ua
dc.subject глухі діти ua
dc.subject слабочуючі діти ua
dc.subject спеціальні школи ua
dc.subject Н.Д. Ярмаченко ua
dc.subject основатель сурдопедагогики ua
dc.subject научно-педагогическое наследие ua
dc.subject речь ua
dc.subject сознание ua
dc.subject компенсация ua
dc.subject социализация ua
dc.subject история сурдопедагогики ua
dc.subject периоды ua
dc.subject глухие дети ua
dc.subject слабослышащие дети ua
dc.subject специальные школы ua
dc.subject N. D. Ermachenko ua
dc.subject founder of surdopedagogic ua
dc.subject scientific-pedagogical heritage ua
dc.subject language ua
dc.subject consciousness ua
dc.subject compensation ua
dc.subject socialization ua
dc.subject history of surdopedagogic ua
dc.subject periods ua
dc.subject deaf children ua
dc.subject deaf children ua
dc.subject special schools ua
dc.subject.classification 376-056.263.09(092) ua
dc.title Розвиток теорії та історії сурдопедагогіки у науковій спадщині Миколи Дмитровича Ярмаченка ua
dc.title.alternative Развитие теории и истории сурдопедагогики в научном наследии Николая Дмитриевича Ярмаченко ua
dc.title.alternative Development of theory and history of surdopedagogiki in the scientific legacy of Nick Dmitry Yarmachenka ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу