Дослідження науково-педагогічної спадщини М.Д.Ярмаченка, ґрунтуючись на аналізі оприлюднених і уведених в науковий обіг 315 архівних документів, дозволили виділити чотири етапи науково-просвітницької діяльності. У дисертаційному досліджені з’ясовано внесок М.Д.Ярмаченка в теорію та історію вітчизняної сурдопедагогіки. Зокрема, внесок в теорію сурдопедагогіки стосується 4 аспектів: зв’язного мовлення; свідомості; компенсації; соціалізації та інтеграції. Показана роль М.Д.Ярмаченка як історика сурдопедагогіки, де ним вперше ґрунтовно систематизована та висвітлена діяльність спеціальних закладів для глухих дітей на території сучасної України, визначені періоди історії сурдопедагогіки, оприлюднено низку фактичного матеріалу.
Биографический, жизненный и творческий путь Н.Д.Ярмаченко прослежен через имеющиеся архивные документы и литературные источники, сопоставление и сравнение которых позволило выделить следующие критерии анализа биографических данных Н.Д.Ярмаченко: изменяемости и совершенствования уровня профессионализма (студент, аспирант, кандидат, доктор педагогических наук, член-корреспондент, действительный член АПН); характер ведущей деятельности в определенный исторический промежуток времени (обучение, преподавание, руководство научно-исследовательской работой института, руководство развитием педагогики в годы обретения Украиной независимости); объективные возможности персонального влияния на развитие науки и образования Украины (директор НИИ педагогики МО УССР, президент АПН Украины); объем и сущность научно-педагогических публикаций (анализ 300 научных и публицистических трудов, стенограмм докладов, лекций). Анализ, обнародование и введение в научный оборот 315 архивных документов позволили выделить 4 этапа деятельности Н.Д.Ярмаченко: первый - этап взросления, образования и профессионального определения (1947-1954 г.г.); второй - этап творческой, научно-управленческой зрелости, начало создания научной школы (1954-1973 г.г.); третий - этап реализации теоретических, исторических подходов, развития и руководства передовой педагогической мыслью в Украине (1973-1992 г.г.); четвертый - этап создание гуманистических, демократических принципов переосмысления педагогического и научного пространства независимой Украины (1992-2010 г.г.). Систематизация наследия Н.Д.Ярмаченко свидетельствует о весомом вкладе в теорию сурдопедагогики относительно теоретической основы самостоятельного инициативного использования словесной связной речи; М.Д.Ярмаченко разработаны теоретические положения сознания, что выступили в дидактических принципах, методах, содержании и формах обучения детей с недостатками слуха. Разработанная ученым теория компенсации содержит трактовку и описание 3-х структурных подходов в ходе исторического развития общества: идеалистически религиозномистического, вульгарно-материалистического, диалектико-материалистического. Н.Д.Ярмаченко видел путь развития коррекционной педагогики, который бы опирался не на недостатки ребенка, а на глубинные пласты психического здоровья ребенка с недостатками слуха. Ученый выделил сущность и условия методов социальной компенсации, создал теорию способствования реализации компенсаторных возможностей глухих и слабослышащих детей, вышел за рамки очерченной Л.С.Выготским культурно-исторической концепции. Исследования взглядов Н.Д.Ярмаченко на историю обучения и воспитания глухих детей в Украине, установлено, что им впервые глубоко изучена, систематизирована и освещена деятельность специальных учреждений для глухих детей на территории современной Украины, раскрыта история возникновения и деятельности школ Западной Украины, которые до него не исследовались: в Галичине, Буковине и Закарпатье; обнародованы имена деятелей-попечителей школ для глухих детей, которые оставили по себе нетленное напоминание потомкам о необходимости действенной помощи детям с нарушениями слуха, именно они непосредственно влияли на развитие истории сурдопедагогики Украины, создавая научные основы специального обучения и воспитания глухих детей. Охарактеризована деятельность и вклад украинских ученых-сурдопедагогов, которые, по его мнению, осуществили в разные исторические периоды разработку учебно-воспитательного процесса школы для детей с недостатками слуха; описаны и проанализированы условия, в которых развивалась теория и практика обучения и воспитания детей с недостатками слуха в условиях становления суверенной Украины.
The study of scientific and pedagogical heritage memorial plaques Ermachenko based on the analysis of published and put into scientific circulation 315 archival documents, allowed us to identify four stages of scientific and educational activities. In the dissertation study clarified the contribution of M. D. Ermachenko in the theory and history of Russian surdopedagogic. In particular, contributions to the theory of surdopedagogic concerns 4 aspects: coherent speech; consciousness; compensation; socialization and integration. The role of M. D. Ermachenko as historian surdopedagogic when they are first thoroughly systematized and lit the activities of the special institutions for deaf children on the territory of modem Ukraine, certain periods of history surdopedagogic promulgated a series of factual material.