Дисертаційне дослідження присвячено проблемі виховання
громадянськості розумово відсталих старшокласників, розроблено забезпечення корекційно-виховної роботи з формування у них активної громадянської позиції, як передумови виховання справжнього громадянина держави здатного самостійно мислити.
У дисертації охарактеризовано стан розробленості проблеми громадянськості у психолого-педагогічній теорії та практиці; розкрито особливості виховання громадянськості розумово відсталих старшокласників у системі позакласної виховної роботи; розроблено показники, критерії та рівні сформованості громадянськості старшокласників допоміжних шкіл; удосконалено методи громадянського виховання, визначено особливості їх застосування у роботі з розумово відсталими старшокласниками. Доведено ефективність розробленого педагогічного забезпечення реалізації виховання громадянськості у старшокласників допоміжної школи у позакласній діяльності.
Диссертационное исследование посвящено проблеме воспитания гражданственности умственно отсталых старшеклассников, создано обеспечение коррекционно-воспитательной работы, направленной на формирование у них активной гражданской позиции как основы воспитания настоящего гражданина государства, способного самостоятельно мыслить.
В диссертации дана характеристика состояния разработки проблемы гражданственности в психолого-педагогических исследованиях; раскрываются особенности воспитания гражданственности умственно отсталых старшеклассников в системе внеурочной деятельности; разработаны показатели, критерии и уровни гражданственности старшеклассников вспомогательных школ; выделены методы гражданского воспитания, определены особенности их применения в работе с умственно отсталыми старшеклассниками. Результаты изучения проблем гражданского воспитания в общей и специальной психолого-педагогической литературе и педагогической практике показали: а) гражданское воспитание является процессом формирования гражданственности как интегрированного качества личности, которое позволяет человек'/ чествовать себя морально, социально, политически и юридически дееспособным и защищенным; б) гражданская направленность учебно-воспитательного процесса эффективно влияет на развитие гражданственности, гражданской компетентности, расширяет диапазон способностей учащихся, повышает возможность каждого выпускника занять достойное положение в обществе и проявлять гражданскую активность; в) благоприятным периодом для формирования чувств, убеждений, действий гражданственности считается подростковый возраст, поскольку подростки осознают себя личностью, понимают собственную индивидуальность; г) процесс формирования гражданственности у умственно отсталых детей обусловлен эмоциональной незрелостью, грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы, неумением разобраться в ситуации, и устанавливать причинно-следственные связи. Анализ практики гражданского воспитания во вспомогательных школах показал недостаточность педагогического воздействия на учащихся, которое бы стимулировало их активную гражданскую деятельность. Педагоги не подходят к решению этой проблемы системно: когнитивный, эмоциональномотивационный,
операционно-организационный компоненты не формируются в гармоническом единстве, что связано с несовершенством организационносодержательных основ гражданского воспитания.
В исследовании представлена система экспериментальной учебной работы, которая сформирована на основе разработанной и теоретически обоснованной модели гражданского воспитания старшеклассников с недостатками интеллектуального развития. Организация экспериментальной работы проектировалась поэтапно: от знаний гражданского содержания до эмоционального отношения и в конечном итоге, к поведению учащихся. Эта поэтапность процесса обеспечивала трансформацию необходимых гражданских знаний до уровня формирования на их основе активной гражданской деятельности и гражданского поведения учащихся с нарушениями интеллекта - в соответствии с задачами нашего исследования, а именно, создание условий для формирования гражданственности старшеклассников.
В диссертации представлены результаты введения факультатива «Мы - граждане Украины» в учебно-коррекционный процесс во вспомогательной школе, целостная воспитательная работа гражданской направленности во внеурочное время. Отмечена значимость сотрудничества учителей, воспитателей, родителей для повышения уровня гражданственности старшеклассников вспомогательной школы, а именно: ученики углубили знания, умения и навыки в вопросах гражданственности, значительно повысился интерес к этим вопросам, мотивация к соблюдению гражданского поведения стала более устойчивой. Эффективность гражданского воспитания в формирующем эксперименте обеспечивалась гармоническим единством традиционных и инновационных методов.
The article deals with the special education of civicism in mental defectives - senior pupils; creation of the correctional - educational work system which can help to activate their civic consciousness as foundation to educate a real citizen, who is able to think on their own, independently.
The thesis is based on the investigations of the civicism in psychological and pedagogical research works. Found out the peculiarities of the special education of the civicism in mental defectives - senior pupils of outside regular hours. Developed indices, measures of effectiveness and levels of the formed civicism in mental defectives - senior pupils of boarding school. Classified the methods of civic education. Determinated peculiarities of their application of a theory in practice with mental defectives - senior pupils. Has been held an experimental investigation which has proved and demonstrated the efficiency of the worked out pedagogical providing the implementation of the program for special education of civicism in mental defectives - senior pupils of boarding school outside regular hours.