Дисертаційне дослідження присвячено організації самостійної роботи учнів у науково-технічних гуртках позашкільних навчальних закладів. Проаналізовано теоретичні основи і педагогічний досвід самостійної роботи учнів у позашкільній освіті. Обґрунтовано і розроблено методику організації самостійної роботи учнів у науково-технічних гуртках позашкільних навчальних закладів.
Встановлено, що за своєю сутністю дана методика організації самостійної роботи учнів у науково-технічних гуртках в позашкільних навчальних закладах є системою, яка складається з мети, завдань, змісту, форм, методів та засобів навчання, що базуються на використанні інформаційних технологій.
Ефективність розробленої методики організації самостійної роботи учнів у науково-технічних гуртках позашкільних навчальних закладів з використанням інформаційних технологій була експериментально доведена, її реалізація сприяла підвищенню рівня сформованості самостійності учнів.
Анализ состояния вопроса организации самостоятельной работы учащихся в теории и педагогической практике указывает на его актуальность, которая определяется усилением роли самостоятельной работы в учебном процессе, значением личности, ее самостоятельности и самоорганизации для социально-экономического развития государства, общества, человечества.
Выяснено, что самостоятельной является деятельность, которую учащийся выполняет без посторонней прямой помощи, опираясь на свои индивидуальные особенности, знания, умения, опыт, и через реализацию которой формируются черты его самостоятельности.
Установлено, что организация самостоятельной работы осуществляется в учебных учреждениях разных типов, среди которых внешкольные учебные учреждения способствуют организации самостоятельной работы учеников, развитию их способностей, творческой личности, применению теоретических знаний на практике, формированию компетентностей в свободное время.
В процессе исследования установлено, что организация самостоятельной работы во внешкольных учебных учреждениях - это деятельность учащихся, направленная на овладение информацией и ее применение, которая способствует формированию и развитию самостоятельности.
Самостоятельная работа учащихся во внешкольных учебных учреждениях является системным объектом, который включает разнообразные компоненты и рассматривается в трех направлениях: как форма организации обучения (самостоятельная работа), как процесс познания (самоорганизация), как черта личности ученика (самостоятельность).
В процессе исследования определена и разработана методика организации самостоятельной работы учащихся в научно-технических кружках внешкольных учебных учреждений. Установлено, что по своей сущности данная методика организации самостоятельной работы учеников в научно- технических кружках внешкольных учебных учреждениях является системой, состоящей из цели, задач, содержания, форм, методов и средств обучения, которые базируются на использовании информационных технологий. Основной целью организации самостоятельной работы учащихся в научно-технических кружках внешкольных учебных учреждений является развитие самостоятельности учеников средствами информационных технологий в процессе научно-технического творчества; а его задачами, соответственно, - приобретение знаний, умений, навыков, опыта практической и творческой деятельности, развитие самостоятельности в процессе научно- технического творчества средствами информационных технологий.
Содержание самостоятельной работы учащихся в научно-технических кружках внешкольных учебных учреждений определяется содержанием образования и предусматривает выполнение самостоятельных задач по научно- техническому творчеству с использованием информационных технологий.
Определенно, что среди организационных форм и методов наиболее оптимальным в методике организации самостоятельной работы учащихся в научно-технических кружках внешкольных учебных учреждений является совмещение индивидуальных и групповых форм, осуществляемое с помощью активных, интерактивных, практических и других методов.
Разработанная в процессе исследования система организационных форм и методов самостоятельной работы учащихся внешкольных учебных учреждений имеет три этапа (подготовительный, основной, заключительный), открывая значительные возможности для повышения уровня самостоятельности учеников.
Раскрыто использование информационных технологий как средства организации самостоятельной работы учащихся в научно-технических кружках внешкольных учебных учреждений.
Установлено, что основными составляющими информационных технологий, которые обеспечивают организацию самостоятельной работы учащихся во внешкольном образовании, является: программное обеспечение (текстовый, графический, музыкальный редактор (программы Office, Photoshop, MediaStudio, Wolfram Alpha, Stratum computer и т.п.); сетевое обеспечение (Internet, Intranet (виртуальные лаборатории, электронные библиотеки, базы и т.п.); печатные средства (книги, газеты, журналы, бюллетени и т.п.); аудиовизуальные средства (радиовещание, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и т.п.).
Представлены компоненты и показатели формирования самостоятельности учащихся внешкольных учебных учреждений, включающие образовательную, деятельностную и мотивационную составляющую. Экспериментально проверена методика организации самостоятельной работы учащихся в научно-технических кружках внешкольных учебных учреждений.
The thesis is dedicated to organizing the independent activities of schoolchildren in scientific and technical groups within the non-formal educational establishments. The theoretical basics and pedagogical experience of independent activities of schoolchildren in non-formal education were analyzed. The methodology of organizing the independent activities of schoolchildren in scientific and technical groups within the non-formal educational establishments was grounded and developed.
There was found out that this methodology of organizing the independent activities of schoolchildren in scientific and technical groups within the non-formal educational establishments in its essence is a system, which consists of the objective, tasks, contents, forms, methods and instruments of teaching based on the information technologies.
The efficiency of developed methodology, i.e. of organizing the independent activities of schoolchildren in scientific and technical groups within the non-formal educational establishments, with appliance of information technologies was proved experimentally; the realizing of the said technology contributed to that fact that the level of the completed independence of schoolchildren increased.
The principles of organizing the independent activities of schoolchildren in scientific and technical groups within the non-formal educational establishments were developed furthermore.