У статті розглядаються проблеми виховання здорового способу життя в умовах закладу вищої освіти. Здійснено аналіз формування навичок здорового способу життя студентів у закладах вищої освіти. Проаналізовано процес фізичного виховання в університеті, який направлений на формування основ здорового способу життя студентів, фізичної культури як невід’ємної частини загальної культури майбутнього спеціаліста. Обґрунтовано, що рухова активність покращує життя організму загалом, стимулює інтелектуальну діяльність людини, підвищує продуктивність розумової праці, позитивно впливає на її психічну та емоційну діяльність. Схарактеризовано основні складники здорового способу життя. Встановлено безпосередній зв’язок рухової активності зі станом здоров’я людини, який, у свою чергу, визначається резервами енергетичного, пластичного й регуляторного забезпечення функцій організму, характеризується стійкістю до впливу патогенних чинників і здатністю протидіяти патологічним процесам та є основою здійснення соціальних і біологічних функцій. Проаналізовано комунікативні можливості студентів у процесі занять фізичними вправами, іграми і спортом, виховання потреби в систематичних заняттях фізичною культурою, прагнення до фізичного вдосконалення, до праці й ведення здорового способу життя. Доведено, що тільки фізично і психічно здорова людина може найбільш ефективно реалізувати закладені в ній природою потенційні можливості, без жодних обмежень відчувати себе активним та повноцінним членом суспільства.
В статье рассматриваются проблемы воспитания здорового образа жизни в условиях высшего учебного заведения. Осуществлен анализ формирования навыков здорового образа жизни студентов в учреждениях высшего образования. Проанализирован процесс физического воспитания в университете, который направлен на формирование основ здорового образа жизни студентов, физической культуры как неотъемлемой части общей культуры будущего специалиста. Обосновано, что двигательная активность улучшает жизнь организма в целом, стимулирует интеллектуальную деятельность человека, повышает производительность умственного труда, положительно влияет на ее психическую и эмоциональную деятельность. Охарактеризованы основные составляющие здорового образа жизни. Установлена непосредственная связь двигательной активности с состоянием здоровья человека, который, в свою очередь, определяется резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций организма, характеризуется устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью противодействовать патологическим процессам и является основой осуществления социальных и биологических функций. Проанализированы коммуникативные возможности студентов в процессе занятий физическими упражнениями, играми и спортом, воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой, стремление к физическому усовершенствованию, к труду и ведению здорового образа жизни. Доказано, что только физически и психически здоровый человек может наиболее эффективно реализовать заложенные в нем природой потенциальные возможности, без каких-либо ограничений чувствовать себя активным и полноценным членом общества.
The article deals with the problems of education of a healthy lifestyle in higher education. The analysis of forming the skills of students’ healthy lifestyle in higher education institutions is carried out. The process of physical education at the university is analyzed, which aims at forming the foundations of a healthy lifestyle of students, physical culture as an integral part of the general culture of the future specialist. It is substantiated that motor activity improves the life of the organism as a whole, stimulates the intellectual activity of the person, increases the productivity of mental labor, positively influences its mental and emotional activity. The basic components of a healthy lifestyle are characterized. Direct connection of motor activity with the state of human health has been established, which, in turn, is determined by the reserves of energy, plastic and regulatory support of body functions, is characterized by resistance to pathogenic factors and ability to counteract pathological processes and is the basis for social and biological functions. The students’ communication opportunities in the process of physical exercises, games and sports, the education of the need for systematic physical education, the pursuit of physical perfection, work and healthy lifestyle are analyzed. It is proved that only a physically and mentally healthy person can most effectively realize the potential inherent in it, without any restrictions to feel an active and full member of society.