Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Методика навчання основ художнього конструювання учнів 5-9 класів у процесі вивчення обслуговуючих видів праці

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Крутченко, Лілія Володимирівна
dc.date.accessioned 2020-10-16T08:48:40Z
dc.date.available 2020-10-16T08:48:40Z
dc.date.issued 2014
dc.identifier.citation Крутченко, Лілія Володимирівна. Методика навчання основ художнього конструювання учнів 5-9 класів у процесі вивчення обслуговуючих видів праці : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія та методика навчання технологій / Крутченко Лілія Володимирівна ; [наук. керівник Терещук Андрій Іванович] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2014. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31213
dc.description.abstract У дисертації теоретично обґрунтовано й експериментально перевірено організаційно-методичні умови формування конструктивних умінь учнів 5-9 класів у процесі вивчення обслуговуючих видів праці. Уточнено сутність понять „художнє конструювання” „художньо-конструкторські уміння”, визначено структуру конструктивних умінь (аналітичні (логічні), прогностичні та проективні вміння) та фактори, що впливають на формування вищеназваних умінь. Розроблено критерії та визначено рівні сформованості художньо-конструкторських умінь учнів у процесі вивчення обслуговуючих видів праці. У дисертаційному досліджені запропонована структурно-функціональна модель формування художньо-конструкторських умінь учнів 5-9 класів у процесі вивчення обслуговуючих видів праці, складовими елементами якої визначено: цільовий, методологічний, теоретичний, нормативний, практичний та результативний компонент. Обґрунтовано комплекс інноваційно-організаційних форм та інтерактивних методів для уроків трудового навчання. Доведено, що запропонована методична система сприяє формуванню художньо-конструкторських умінь учнів у процесі вивчення обслуговуючих видів праці. ua
dc.description.abstract В диссертации теоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-методические условия формирования художественно-конструкторских умений учащихся 5-9 классов в процессе изучения обслуживающих видов труда. Уточнена сущность понятий "художественное конструирование", "художественно-конструкторские умения", определена структура художественно-конструкторских умений (аналитические (логические), прогностические и проективные умения ) и факторы, влияющие на формирование вышеназванных умений. Определены уровни сформированности художественно-конструкторских умений учащихся 5-9 классов в процессе изучения обслуживающих видов труда. Художественное конструирование - это неотъемлемая творческая составляющая процесса проектирования, что обеспечивает удобство, полезность и красоту объекта проектирования, а художественно-конструкторские умения являются качественной характеристикой личности ученика. Художественно-конструкторская деятельность учащихся в процессе трудового обучения рассматривается как процесс и результат количественных и качественных изменений в личности школьника, отражающих способность к усвоению знаний по основам художественного конструирования и формирования художественно-конструкторских умений при выполнении творческих проектов, и непосредственно в процессе художественно-конструкторской деятельности. На всех уровнях художественно-конструкторская деятельность направлена на развитие творческих способностей и формирование художественно-конструкторских умений учащихся. Художественно-конструкторская деятельность на всех уровнях сориентирована не на запоминание и усвоение соответствующего количества знаний, а на стимулирование умений мыслить творчески, критически . Участие в данной деятельности в процессе работы над проектами и изделиями направлена на то, чтобы давать толчок, импульс, активизировать потребность в самореализации, саморазвития, самообразовании и самовоспитании личности. Художественно-конструкторская деятельность, в определенной степени еще является и познавательно-практической деятельностью, в трудовом обучении основывается тесной связью с основами наук. Это способствует развитию интереса детей к изучению других школьных предметов, а значит, и решению общеобразовательных задач школы. В диссертационном исследовании разработана методика обучения основам художественного конструирования учащихся 5-9 классов в процессе изучения обслуживающих видов труда, включает содержание, формы, методы и педагогические технологии (активные и интерактивные методики). Доказано, что предложенная методическая система способствует формированию художественно-конструкторских умений учащихся 5-9 классов в процессе изучения обслуживающих видов труда. Для реализации методики обучения учащихся 5-9 классов основам художественного конструирования и формирования художественно-конструкторских умений в процессе изучения обслуживающих видов труда нами применялись педагогические технологии и интерактивные методы обучения. Предложенные методы и технологии предусматривают: - умение получать знания самостоятельно, умение ими пользоваться для решения новых познавательных и творческих задач; - приобретение коммуникативных навыков и конструктивных умений в процессе работы в различных группах, выполнение различных социальных ролей (лидера, исполнителя, посредника и др.); - широкие человеческие контакты, знакомство с различными точками зрения на одну проблему; - умение пользоваться исследовательскими методами: поиском информации, фактов, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезу, делать выводы; - умение использовать современные технологии как для поиска информации так и в качестве инструментария в самом процессе конструирования; - умение использовать методы конструирования во время поиска и создания новых форм изделий. Подводя итоги разработанной методики была предложена структурно-функциональная модель формирования художественно-конструкторских умений учащихся 5-9 классов в процессе изучения обслуживающих видов труда. На основании полученных данных можно утверждать, что предложенный нами подход к формированию у учащихся художественно-конструкторских умений учащихся на занятиях по обслуживающих видов труда является педагогически целесообразным, а разработанная методика формирования художественно-конструкторских умений и развития творческих способностей учащихся достаточно эффективна, о чем свидетельствуют статистические данные эксперимента. ua
dc.description.abstract Organizational and methodological conditions of the design skills formation of 5-9 grades pupils in the process of household subjects studying have been theoretically grounded and experimentally examined. The essence of “art design” and “artistic and design skills” concepts has been specified. The structure of design skills (analytical (logical), projective and predictive abilities), and factors influencing the above-mentioned skills formation has been defined. The criteria were developed and levels of pupils’ artistic and design skills formation in the process of household subjects studying were defined. The structural and functional model of artistic and design skills formation of 5-9 grades pupils in the process of household subjects studying has been proposed in the thesis. Its composed elements have been defined: target, methodological, theoretical, normative, practical and effective components. The complex of innovative and organizational forms, interactive methods for household lessons has been grounded. It is proved that the proposed methodical system promotes the formation of artistic and design skills of pupils in the process of household subjects studying. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject художнє конструювання ua
dc.subject художньо-конструкторські уміння ua
dc.subject художньо-конструкторська діяльність ua
dc.subject творчість ua
dc.subject інтерактивні форми та методи навчання ua
dc.subject художественное конструирование ua
dc.subject художественно-конструкторские умения ua
dc.subject художественно-конструкторская деятельность ua
dc.subject творчество ua
dc.subject интерактивные формы и методы обучения ua
dc.subject artistic design ua
dc.subject art and design skills ua
dc.subject artistic and design activities ua
dc.subject creativity ua
dc.subject interactive forms and methods of teaching ua
dc.subject.classification 6(07)(043.3) ua
dc.title Методика навчання основ художнього конструювання учнів 5-9 класів у процесі вивчення обслуговуючих видів праці ua
dc.title.alternative Методика обучения основам художественного конструирования учащихся 5-9 классов в процессе изучения обслуживающих видов труда ua
dc.title.alternative Methods of artistic design fundamentals teaching of 5-9 grades pupils in the process of household subjects studying ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics