У дисертації теоретично обґрунтовано й експериментально перевірено організаційно-методичні умови формування конструктивних умінь учнів 5-9 класів у процесі вивчення обслуговуючих видів праці. Уточнено сутність понять „художнє конструювання” „художньо-конструкторські уміння”, визначено структуру конструктивних умінь (аналітичні (логічні), прогностичні та проективні вміння) та фактори, що впливають на формування вищеназваних умінь. Розроблено критерії та визначено рівні сформованості художньо-конструкторських умінь учнів у процесі вивчення обслуговуючих видів праці. У дисертаційному досліджені запропонована структурно-функціональна модель формування художньо-конструкторських умінь учнів 5-9 класів у процесі вивчення обслуговуючих видів праці, складовими елементами якої визначено: цільовий, методологічний, теоретичний, нормативний, практичний та результативний компонент. Обґрунтовано комплекс інноваційно-організаційних форм та інтерактивних методів для уроків трудового навчання. Доведено, що запропонована методична система сприяє формуванню художньо-конструкторських умінь учнів у процесі вивчення обслуговуючих видів праці.
В диссертации теоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-методические условия формирования художественно-конструкторских умений учащихся 5-9 классов в процессе изучения обслуживающих видов труда. Уточнена сущность понятий "художественное конструирование", "художественно-конструкторские умения", определена структура художественно-конструкторских умений (аналитические (логические), прогностические и проективные умения ) и факторы, влияющие на формирование вышеназванных умений. Определены уровни сформированности художественно-конструкторских умений учащихся 5-9 классов в процессе изучения обслуживающих видов труда. Художественное конструирование - это неотъемлемая творческая составляющая процесса проектирования, что обеспечивает удобство, полезность и красоту объекта проектирования, а художественно-конструкторские умения являются качественной характеристикой личности ученика. Художественно-конструкторская деятельность учащихся в процессе трудового обучения рассматривается как процесс и результат количественных и качественных изменений в личности школьника, отражающих способность к усвоению знаний по основам художественного конструирования и формирования художественно-конструкторских умений при выполнении творческих проектов, и непосредственно в процессе художественно-конструкторской деятельности. На всех уровнях художественно-конструкторская деятельность направлена на развитие творческих способностей и формирование художественно-конструкторских умений учащихся. Художественно-конструкторская деятельность на всех уровнях сориентирована не на запоминание и усвоение соответствующего количества знаний, а на стимулирование умений мыслить творчески, критически . Участие в данной деятельности в процессе работы над проектами и изделиями направлена на то, чтобы давать толчок, импульс, активизировать потребность в самореализации, саморазвития, самообразовании и самовоспитании личности. Художественно-конструкторская деятельность, в определенной степени еще является и познавательно-практической деятельностью, в трудовом обучении основывается тесной связью с основами наук. Это способствует развитию интереса детей к изучению других школьных предметов, а значит, и решению общеобразовательных задач школы. В диссертационном исследовании разработана методика обучения основам художественного конструирования учащихся 5-9 классов в процессе изучения обслуживающих видов труда, включает содержание, формы, методы и педагогические технологии (активные и интерактивные методики). Доказано, что предложенная методическая система способствует формированию художественно-конструкторских умений учащихся 5-9 классов в процессе изучения обслуживающих видов труда. Для реализации методики обучения учащихся 5-9 классов основам художественного конструирования и формирования художественно-конструкторских умений в процессе изучения обслуживающих видов труда нами применялись педагогические технологии и интерактивные методы обучения. Предложенные методы и технологии предусматривают: - умение получать знания самостоятельно, умение ими пользоваться для решения новых познавательных и творческих задач; - приобретение коммуникативных навыков и конструктивных умений в процессе работы в различных группах, выполнение различных социальных ролей (лидера, исполнителя, посредника и др.); - широкие человеческие контакты, знакомство с различными точками зрения на одну проблему; - умение пользоваться исследовательскими методами: поиском информации, фактов, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезу, делать выводы; - умение использовать современные технологии как для поиска информации так и в качестве инструментария в самом процессе конструирования; - умение использовать методы конструирования во время поиска и создания новых форм изделий. Подводя итоги разработанной методики была предложена структурно-функциональная модель формирования художественно-конструкторских умений учащихся 5-9 классов в процессе изучения обслуживающих видов труда. На основании полученных данных можно утверждать, что предложенный нами подход к формированию у учащихся художественно-конструкторских умений учащихся на занятиях по обслуживающих видов труда является педагогически целесообразным, а разработанная методика формирования художественно-конструкторских умений и развития творческих способностей учащихся достаточно эффективна, о чем свидетельствуют статистические данные эксперимента.
Organizational and methodological conditions of the design skills formation of 5-9 grades pupils in the process of household subjects studying have been theoretically grounded and experimentally examined. The essence of “art design” and “artistic and design skills” concepts has been specified. The structure of design skills (analytical (logical), projective and predictive abilities), and factors influencing the above-mentioned skills formation has been defined. The criteria were developed and levels of pupils’ artistic and design skills formation in the process of household subjects studying were defined. The structural and functional model of artistic and design skills formation of 5-9 grades pupils in the process of household subjects studying has been proposed in the thesis. Its composed elements have been defined: target, methodological, theoretical, normative, practical and effective components. The complex of innovative and organizational forms, interactive methods for household lessons has been grounded. It is proved that the proposed methodical system promotes the formation of artistic and design skills of pupils in the process of household subjects studying.