Дисертаційну роботу присвячено проблемі формування екологічної культури майбутніх учителів технологій з використанням засобів мультимедіа. У дослідженні висвітлено парадигму сучасної екологічної освіти. Уточнено поняття “екологічна культура майбутнього вчителя технологій”. Здійснено аналіз сутності та змісту екологічної культури майбутніх учителів технологій з використанням засобів мультимедіа. Охарактеризовано дидактичні можливості засобів мультимедіа в процесі фахової підготовки майбутніх учителів технологій; подано класифікацію цих засобів і розкрито організаційно-педагогічні умови їх застосування в навчальному процесі. Обґрунтовано особливості формування екологічної культури у студентів спеціальності “технологічна освіта”, спроектовано та експериментально перевірено методику її формування із використанням засобів мультимедіа та охарактеризований міждисциплінарний характер екологічної освіти з дисциплінами галузі “технологічна освіта”. Отже, на основі дослідно-експериментальної роботи доведено, що запропонована методика формування екологічної культури майбутніх учителів технологій з використанням засобів мультимедіа є доцільною і такою, що може бути запровадженою в навчальний процес вищої школи. У ході наукового пошуку підтвердилося припущення про те, що процес підготовки майбутніх учителів технологій, заснований на засадах застосування експериментальної методики навчання засобами мультимедіа, та доцільність визначених організаційно-педагогічних умов формування екологічної культури майбутніх учителів технологій сприяли не тільки підвищенню рівня екологічної культури, а й підвищенню рівня інформаційної компетентності.
Диссертация посвящена проблеме формирования экологической культуры будущих учителей технологий с использованием средств мультимедиа. В исследовании освещена парадигма современного экологического образования. Более детально и точно подано трактование понятия “экологическая культура будущего учителя технологий”, которое определяется как интегративное качество личности, осознающей стремление непрерывно совершенствовать свой опыт к целесообразному и творческому использованию средств мультимедиа, сочетая практическую готовность к эколого-педагогической деятельности на основе интеграции информационных и экологических знаний, а именно: разработка и апробация компьютерных обучающих программ; уровень соответствия программного обеспечения, т.е. педагогических программных средств общедидактическим требованиям и требованиям методики обучения изучаемой дисциплины; учет дидактических возможностей мультимедийных технологий как средства активизации учебного процесса; разнообразие мультимедийных форм и методов; специальная подготовка к применению мультимедийных технологий, умений и навыков в области технологического образования. Осуществлен анализ сущности и содержания экологической культуры будущих учителей технологий; охарактеризованы дидактические возможности средств мультимедиа в процессе формирования экологической культуры будущих учителей технологий; представлена классификация этих средств и раскрыты педагогические условия их применения в учебном процессе. Описаны особенности формирования экологической культуры у студентов специальности “технологическое образование”, спроектирована и экспериментально проверена методика формирования экологической культуры будущих учителей технологий с использованием средств мультимедиа, также определены организационно-педагогические условия их применения, что позволило улучшить качество учебного процесса в целом. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные принципы экологической подготовки - междисциплинарность и непрерывность; целостность познания окружающей среды; связь краеведческого, национального и глобального подходов в раскрытии сущности экологических проблем; направленность на развитие мотивационно-ценностной сферы личности, гармонизацию отношений человека с окружающей средой. Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность предложенных и обоснованных организационно-педагогических условий и спроектированной методики формирования экологической культуры будущих учителей технологий с использованием средств мультимедиа в специально созданной информационно-образовательной среде высшего учебного заведения.
The thesis is devoted to the formation of ecological culture of the future teachers of technology with the use of multimedia. The study highlights the paradigm of modem environmental education. The concept of “ecological culture of the future teacher of technology”. The analysis of the nature and content of ecological culture of the future teachers of technology with the use of multimedia. Characterized didactic multimedia capabilities in the professional training of future teachers of technology; the classification of assets and disclosed organizational and pedagogical conditions of their use in the classroom. Grounded features of formation of ecological culture of students in “technological education”, designed and tested method of its formation with the use of multimedia and described the interdisciplinary nature of environmental education field disciplines “technological education”. Thus, based on the experimental work demonstrated that the method of formation of ecological culture of the future teachers of technology with the use of multimedia is reasonable and one that could be implemented in the educational process of higher education. In the course of scientific research confirmed the assumption that the training of future teachers of technology based on the principles of the use of experimental methods of teaching by means of multimedia and expediency vyznachenyx organizational and pedahohichnyx conditions of formation of ecological culture maybutnix uchyteliv texnolohiy contributed not only increase the level of environmental culture, but also increase information of competence.