У дисертації досліджується проблема формування готовності майбутніх учителів музики до інструментально-виконавської діяльності. Конкретизовано поняття „готовність до інструментально-виконавської діяльності”, розкрито теоретичні аспекти її формування. Доведено залежність ефективності формування готовності майбутніх учителів музики до інструментально-виконавської діяльності від впровадження експериментальної методики, що передбачає розвиток спонукальних мотивів інструментально-виконавської діяльності, поглиблення теоретичної підготовки, формування прийомів творчої діяльності, збагачення естетичних ціннісних орієнтацій, підвищення рівня технічної майстерності, активізацію виконавської практики. Проаналізовано педагогічні проблеми формування готовності студентів до інструментально-виконавської діяльності, визначено критерії діагностики сформованості означеної готовності, розроблено дидактичну модель формування готовності до інструментально-виконавської діяльності, створено та експериментально перевірено методику її поетапного впровадження.
Диссертация посвящена проблеме усовершенствования инструментальноисполнительской подготовки будущих учителей музыки на основе формирования готовности к инструментально-исполнительской деятельности. Теоретическое осмысление проблемы позволило конкретизировать понятие „готовность к инструментально-исполнительской деятельности" как доминантного состояния, которое характеризуется позитивной установкой на инструментально-исполнительскую деятельность, общей и специальной образованностью, исполнительской культурой и исполнительскими качествами, которые продуктивно реализуются в этой активной деятельности. Она является результатом определенного опыта человека, что основывается на позитивном отношении к деятельности, осознании ее мотивов и потребностей, которые в совокупности определяют ее результативность. Такой подход позволяет выявить взаимосвязь и взаимозависимость структурных компонентов готовности (мотивационно-волевого, когнитивно-аналитического, креативного, ценностно-ориентационного, операционного), является важной методологической позицией для анализа этого феномену и управления процессом его формирования. Анализ состояния исполнительской подготовки показывает необходимость его кардинального улучшения, конкретизации цели, пересмотра содержания, технологий, использованию новых подходов до разрешения данной проблемы. В диссертации определены критерии сформированности готовности к инструментально-исполнительской деятельности, приведены результаты диагностирующего и формирующего экспериментов. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала эффективность избранной методики, в основу которой была положена дидактическая модель формирования готовности будущих учителей музыки к инструментальноисполнительской деятельности. Сущность дидактической модели определяется такими основными положениями: целью формирования готовности к инструментально-исполнительской деятельности является развитие интегрирующей способности личности музыканта-педагога к осмыслению, переживанию и интерпретации музыкального произведения, его исполнительского воплощения; основой готовности - исполнительская культура студента, которая формируется в процессе его инструментальноисполнительской подготовки; заданиями инструментально-исполнительской подготовки определено: художественно-исполнительское развитие студента путем усвоения им общих закономерностей музыкального исполнительства, методов и приемов работы с произведениями; формирование инструментально-исполнительского мастерства будущих учителей; воспитание их творческих и волевых исполнительских качеств; овладение разнообразным за жанром и стилем художественным репертуаром; воспитание навыков самостоятельной работы над музыкальными произведениями. Содержанием инструментально-исполнительской подготовки выступила система знаний относительно музыкального искусства и видов музыкально-исполнительской деятельности; художественно-творческая поисковая деятельность относительно решения исполнительских технологических проблем; опыт эмоциональноценностного обращения личности к действительности, воплощенной в произведениях музыкального искусства; формирование новых способов деятельности на основе уже известных, которые нуждаются в самостоятельном превращении ранее усвоенных знаний и умений; накопление разнообразного за жанром и стилем художественного репертуара. Дидактическая модель формирования готовности к инструментально-исполнительской деятельности включала такие методы: словесные (объяснение, рассуждение, диалог); практические (сравнения, сопоставления, ассоциаций, анализа и синтеза и дифференциации отдельных элементов, демонстрации - исполнительский показ музыкального произведения); проблемно-поисковые (создание проблемных ситуаций, активной поисковой деятельности, альтернативного поиска конструктивно-технологических решений); индуктивные (интегрированного обучения, моделирования); самостоятельной работы. Результативность предложенной методики выявилась в позитивной динамике побудительных мотивов учебно-исполнительской деятельности, теоретической подготовки, творческой направленности, эстетичных ценностных ориентаций, технического мастерства, то есть тех составляющих, которые определяют уровень сформированности готовности будущих учителей музыки к инструментально-исполнительской деятельности.
The thesis deals with the problem of forming readiness of future music teachers to instrumental-performing activity. Concept "readiness to instrumental-performing activity" has been concreted and the theoretical aspects of its formation have been investigated. Effectiveness of forming future music teachers’ readiness to instrumental-performing activity is being proved to be dependant on introducing experimental methods which provide the development of instrumental-performing activity motivation, intensification students’ theoretical preparation, formation an aptitude for creative activity, enriching aesthetic evaluating scale, improvement the level of technical skills and activation of performing practice. The pedagogical problems of forming students’ readiness to instrumental-performing activity have been analyzed and the criteria of forming the above mentioned readiness have been defined, the didactic model of forming instrumental-performing readiness has been developed, the method of its stage-by-stage introduction has been created and experimentally tested.