У дисертаційній роботі досліджуються суть та шляхи реформування системи вищої аграрної освіти України протягом 90-х рр. XX - початку XXI ст., що обумовлено потребою підготовки кадрів для нових організаційно-виробничих структур у сільському господарстві, які виникли в процесі реформування агропромислового комплексу.
Розглянуто структуру, механізм становлення, а також чинники та особливості функціонування багатоступеневої системи освіти в аграрних вищих навчальних закладах. Визначено місце, роль та функції учасників навчально-виховного процесу в реформуванні вищої аграрної освіти. Проаналізовано трансформацію державної політики та системи управління вищої аграрної освіти незалежної України.
Зроблено висновки про подальші шляхи удосконалення підготовки фахівців у вищих навчальних закладах аграрного профілю та піднесення їх ролі у формуванні єдиного освітнього простору України у поєднанні з вирішенням проблем інтеграції у світову систему.
В диссертационной работе исследуется сущность и пути реформирования системы высшего аграрного образования Украины в период трансформации общества и утверждения рыночных отношений в экономике Украины на протяжении 90-х гг. XX - начала XXI века. На основе анализа широкой источниковедческой базы, основу которой составляют архивные и опубликованные документы, дополненные материалами периодических изданий, показано, что развитие высшей аграрной школы Украины является сложным историческим процессом, который тесно взаимосвязан и обусловлен всем ходом политической и социально-экономической жизни нашей страны.
В исследовании дан анализ структуры построения системы подготовки кадров для агропромышленного комплекса независимой Украины, которая состоит из аграрных учебных заведений и органов управления ими. Показана роль каждого из элементов этой системы в ее функционировании. В процессе трансформации государственной политики была изменена система управления высшими аграрными учебными заведениями. Рассмотрена структура, механизм становления, а также факторы и особенности функционирования многоступенчатой системы образования в аграрных высших учебных заведениях. На основе новых принципов лицензирования и аккредитации высшие учебные заведения аграрного профиля III-IV уровней аккредитации получили статус государственных университетов, аграрным техникумам, училищам, и колледжам был присвоен статус высших учебных заведений I-II уровней аккредитации, что содействовало введению многоступенчатой системы подготовки специалистов для агропромышленного комплекса и обеспечило увеличение количества специалистов со знаниями, необходимыми для работы в условиях рыночной экономики, в
агропроизводственных структурах разных форм собственности и хозяйствования. Повышению качества подготовки специалистов также содействует создание на базе аграрных учебных заведений научно-производственных комплексов и
функционирование кафедр на базе научно-исследовательских учреждений агропромышленных предприятий. На основе действующей законодательно-нормативной базы в сфере высшего образования Украины и практики реализации ее положения изменяется также перечень направлений, специальностей и специализаций подготовки кадров для новых организационно-производственных структур в сельском хозяйстве, возникших в процессе проведения реформы агропромышленного комплекса нашей страны.
В диссертационном исследовании раскрываются особенности подготовки научно-педагогических работников высших учебных заведений аграрного профиля и повышение их социального статуса в современных условиях, а также новые принципы формирования и функционирования их студенческих коллективов.
В процессе реформирования системы высшего образования расширены квоты приема в высшие учебные заведения лиц, которые после их окончания будут работать в сельской местности, усилилась роль студентов как участников учебно- воспитательного процесса. Подготовка новой генерации кадров аграрного профиля связана не только с усовершенствованием учебного процесса и его уровнем, а и стремлением студентов овладеть комплексом знаний, необходимым для работы в новых условиях. В связи с этим важнейшим компонентом обеспечения качества аграрного образования есть тщательный отбор научно-педагогических кадров и постоянное повышение их квалификации. Поэтому деятельность научно- педагогических работников аграрных учебных заведений стала более целенаправленной. Руководствуясь новыми стандартами высшего образования, они внедряют более эффективные формы обучения, которые оказывают содействие активизации деятельности студентов как участников учебного процесса.
На основании проведенного анализа в диссертации сделаны выводы о дальнейших путях усовершенствования подготовки специалистов в высших учебных заведениях аграрного профиля, а также усиления их роли в формировании единого образовательного пространства Украины наряду с решением проблем интеграции в мировую систему.
The essence and ways of reformation of the system of higher agricultural education in the period of the nineties years of the XX-th century and the beginning of the XXI-st century are considered in the thesis. This process was determined by the necessity of the preparation of expects for the new organization and conducting structures in the continues of the guiding the reformation of the agry-industrial structures.
The author has analyzed the structure, mechanism of the formation, determinatives and peculiar properties of introduction and functioning of multistage preparation of specialists in the of institutions of higher agricultural education. The place, role and functions of the participants of the teaching educational process in the institutions of higher learning. The special attention was paid to the transformation of state politics and the system of administration of higher agricultural education in independent Ukraine.
The conclusions on farther steps towards the improvement of agricultural staff training system, agricultural education institutions’ role in their unification with settling the problems of Ukrainian educational integration into the world system are schemed.