У дослідженні проаналізовано проблему формування національної ідентичності студентів вищих навчальних закладів та теоретичні підходи щодо її дослідження; конкретизовано поняття національної ідентичності майбутніх дизайнерів як особистісного та професійно значимого утворення; обгрунтовано структуру національної ідентичності, що складається з єдності трьох компонентів: когнітивного, афективного та конативного, визначено педагогічні аспекти формування національної ідентичності та з’ясовано комплекс організаційно-педагогічних умов, які впливають на успішність процесу формування національної ідентичності; розроблено та емпірично досліджено модель формування національної ідентичності у студентів-дизайнерів в процесі професійної підготовки. Показано, що організація педагогічного впливу, спеціально спрямованого на ідентифікаційні процеси, сприяє значимому підвищенню рівня національної ідентичності у студентів-дизайнерів.
Диссертация посвящена проблеме формирования национальной идентичности будущих дизайнеров в системе профессиональной подготовки. В работе установлена роль национальной идентичности в формировании национального самосознания личности, определены функции национальной идентичности и механизмы ее формирования, выяснено, что именно национальная идентификация является основным структурным элементом, когнитивно-мотивационным ядром национального самосознания личности, показателем ее развития, установлено, что идентификационные процессы активизируются в юношеском возрасте, на который приходится обучение в высшем учебном заведении. В диссертации проанализирована проблема формирования национальной идентичности студентов высших учебных заведений и теоретические подходы к её исследованию; конкретизировано понятие национальной идентичности будущих дизайнеров как личностного и профессионально значимого образования; обоснована структура национальной идентичности, состоящей из единства трех компонентов: когнитивного, аффективного и конативного, определены педагогические аспекты формирования национальной идентичности, и выявлен комплекс организационно-педагогических условий, влияющих на успешность процесса формирования национальной идентичности, а именно: обеспечение акцентуации национального компонента в содержании профессионального образования будущих дизайнеров, формирование мотивации к использованию достижений национальной культуры в непрерывном профессиональном становлении как акмеологического императива, создание национально направленных воспитательных ситуаций в учебной и внеучебной деятельности студентов-дизайнеров, стимулирование национально настроенных стратегий поведения студентов-дизайнеров, осознание их значимости в профессиональной деятельности; конструирование открытой образовательной среды творческой свободы, проектирование национально направленного содержания учебно-воспитательной и творческой деятельности преподавателей и студентов. Разработана и эмпирически исследована модель формирования национальной идентичности у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Показано, что организация педагогического воздействия на идентификационные процессы, способствует значимому повышению как уровня национальной идентичности у студентов-дизайнеров, так и уровня их профессиональной компетентности. В результате исследования обоснован оценочно-критериальный инструментарий диагностики уровней сформированности национальной идентичности студентов, что позволяет определить исходные возможности и перспективы развития каждого студента и отразить динамику исследуемого процесса. Результаты диагностики сформированности национальной идентичности после окончания формирующего этапа эксперимента показали, что экспериментальная работа имела положительный результат, в целом подтвердила предположение, что реализация теоретических положений, обоснованных в первой главе диссертации, приведет к формированию позитивной национальной идентичности у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Исследование дает основание считать, что выдвинутая гипотеза и методология исследования являются правильными, поставленные задачи реализованы, цель достигнута. Предложенные содержательно-сущностные и организационно-педагогические условия обеспечивают значимые изменения уровня сформированности национальной идентичности.
The thesis is devoted to the formation of national identity in the system designers of future training. The paper analyzes the problem of national identity formation of students in higher education and theoretical approaches to its study, the concept of national identity specified future designers as significant personal and professional formation, the structure of national identity, which consists of a unity of three components: cognitive, affective and konative, defined pedagogical aspects of national identity and found a set of organizational and pedagogical conditions that influence the success of the formation of national identity developed and empirically researched model of national identity in design students during training. The organization of teaching influence, specifically aimed at identifying processes that promote meaningful increase the level of national identity in design students. As a result, the study estimated reasonably-criteria instrument diagnostics levels of national identity of students to determine the source opportunities and prospects of each student and display the dynamics of the studied process.